Соотношение названия и подзаголовка картины

Только-только, по возвращении из армии, встал он за мольберт, первое, с чего начал,- написал картину «На толкучке. Бывшие», (1932). Нужна смелость, чтобы после семилетнего перерыва в работе над станковой живописью взяться за большое полотно. Щукин осмелился. Без промедления. Было что сказать. Именно это. Именно так. Сколько раз на базарах, на толкучках, где он страсть как любил и любит бывать, встречались такие или похожие на такие лица. Сподручно тут наблюдать за людьми. Поглощенные насущной заботой приманить покупателя, они вместе с товаром выставляют и себя напоказ. В жадной суете, рыночном ажиотаже, как на ладони, видны. От внимательного взора не укроются и лица иные - со следами прожитого и пережитого, лица людей с безотрадной судьбой, что день-деньской маячат на барахолке с жалким тряпьем - остатками былой роскоши. Чего только и на что только тут не насмотришься. Есть и над чем покуражиться, и чему соболезновать. Щукин пристрастен к своим героям и того не прячет.

Уже в соотношении названия и подзаголовка картины выражена самая суть метода - приверженность к непосредственному жизненному материалу и отлет от буквалистского его воспроизведения. Название «На толкучке» настраивает на конкретный лад. Крупный фрагмент, вычлененный из густого людского фона. Выделены двое и приближены к нам. Вроде бы этюд с натуры. Выделены двое из ряда им подобных - деловитых и неприкаянных, невесть на что надеющихся и уже ни на что не надеющихся - «бывших». Да, должно быть, это этюд с натуры, так метко зафиксировано состояние обоих, так непринужденно проявляют они себя - не подозревают, что кто-то заинтересовался ими, заинтересовался художник.


<<< Обжигающие искры трагедийного накала

Левая часть полотна >>>

<<<Оглавление>>>