Любые отклонения от нормы

Когда художник примечал что-либо из ряда вон выходящее во внешности, повадке людей (а взгляд его как бы нацелен только на странное), то говорил, делясь впечатлением: «вот снова повстречался театральный персонаж». Театральное и необычное - синонимы для него.

За двадцать лет не стершиеся воспоминания о провинциальных обывателях, наложившись на сегодняшние впечатления от ходячих «осколков прошлого», выхваченных в городской толпе, питали воображение, когда он сочинял театральные персонажи.

Стимул взяться за лист - любые отклонения от нормы, смешны ли они, нелепы или отталкивающи. Впрочем «или - или» у Щукина здесь не сыщешь. В несуразных, никчемных типах, старухах, хлипких на вид (едва тронь - рассыпятся), высвечена все обнажающим лучом авторской позиции отвратительная психология злобных мегер, ханжей, вездесущих кумушек, сплетниц. Родовые черты мещанства поданы крупно, изображение доведено чуть ли не до высшей степени условности - условности масок. «Чуть» - существенно. Театральные персонажи ровно настолько символичны, насколько конкретны. Каждый - персонифицированный абсолют низменного и пошлого. Все они - представшие в увеличительном стекле аномалии рода человеческого. Щукин уже близок к пониманию диалектического «и-и». Духовное убожество, кипение мелких страстей выглядит и смешным, и ничтожным, и презренным, и жалким, что действует сильнее, нежели хлесткие пощечины сатирического обличения, утрироваиность карикатуры, морализация. Серия «Театральные персонажи» из числа творческих побед, но побед легких, так как в ней закреплено уже заявленное в интермедиях, карнавальных масках, в картине «Бывшие». Легкие победы радости не сулят, и художник замышляет несколько тематических композиций. Рисунки «Объяснение с хозяином», «В трактире» - проекты будущих полотен, неосуществленных.


<<< «Бывшие» - прелюдия к циклу

Рабочий и хозяин >>>

<<<Оглавление>>>