Готовые антитезы

Неизбежность - легчайший выдох скользящего света, что-то эфемерное, из света возникающее, светом высвеченное, в свете плывущее вдаль. «А вверху едва заметно время в воздухе плывет» (Н. Заболоцкий). Появление дирижабля подготовлено. Он счастливо нашелся. Воображение дорисовало остальное. Лежавший ничком иод покровом мрака город прошлого, сплошь из сравнявшихся одноэтажных строений, утопающий в трясине, закосневший, притаившийся. (Тоже символ? Не без того. Только все в том же пришвииском понимании термина.) Воображение нарисовало город, увиденный ретроспективно, с вершины грядущего дня. Нарисовало и целое - пластическую тему сопоставленных верха и низа, прозрачности и плотности, взлета и статики, невесомости и тяжести, простора и скученности. При переводе того, что видим тут, на язык слов, у читателя может создаться превратное представление (тем более, что «Дирижабль над городом» репродуцированию не поддается), будто Щукин прибег опять к методу контраста. На самом же деле полотно соткано из свободного дыхания света, из льющегося цвета, трепетного, изысканного.

Готовые антитезы огрубили бы мысль, упростили бы, разорвали б непрерывную линию развития. Щукин сочиняет время на скрещении ночи и дня. Час, когда занимается заря, то ли предутренняя, то ли предвечерняя. Мгновение ускользающее, неуловимое. Мгновение растягивается, становится затяжным и медленным, благодаря тому, что в пределах суженной цветовой шкалы монохромный цвет пространствен, состоит из бесчисленных нюансов и переходов.


<<< Символ - это указательный палец образа в сторону смысла

Плотная завеса >>>

<<<Оглавление>>>