Эскиз карнавальной группы «Старый быт»

В изобразительной стилистике карнавальных групп - триединство традиций давних и недавних: русской лубочной комики, ритуальных и театральных масок Востока (впервые увиденных в конце двадцатых годов и потрясших художника), конструктивизма. От древности возвращена маскам первозданно наивная причудливость созданий жутковатых и смешных. От конструктивизма - геометрическая четкость объемов, линий, плоскостей: изображение должно мгновенно и легко усваиваться окружающими.

Щукин, видимо, отдавал себе отчет в том, что «коэффициент полезного действия» влияния на массы определяется гражданской чуткостью художника, злободневностью тем, доступностью образов. Апелляция к чувствам, обуревающим современников, требует сильнейших резонаторов и многими сводится к гипертрофированному выражению одной, основной темы, одного отрицательного признака - к прямолинейности агитки.

Щукин тоже пользуется привычным в те времена репертуаром аллегорий, распространенным в плакатах, фотомонтажах, карикатурах. Но под рукой творчески думающих художников рациональные схемы-стереотипы наполняются живым содержанием. Не будучи в силах изменить своему естеству - парадоксально острому и сложному мышлению, Щукин преодолевает однозначность принятых иероглифов. Как ни прост и доходчив внешний облик изображений-масок, образная мысль художника не исчерпывалась сразу. Щукин работает как бы с «запасом». Одни зрители могут потешиться над издевкой, развенчивающей пресловутые черты старого быта или «марионеточное могущество» папы римского и прочих представителей царства божьего на земле. Другие почувствуют сатирический заряд мысли.


<<< Вторая фотография

Элемент композиции >>>

<<<Оглавление>>>