Снова о театре

Следы влияния сказались тотчас же, как только студент пятого курса написал в начале учебного года интермедию к «Мнимому больному» Мольера с символом смерти - черепом (черепа - часто встречавшаяся на празднике Цам деталь масок), докторами, восседающими в позе будды, физиономиями персонажей, похожими на грозные и комические маски ламаистских духов.

«Цитаты» - от прямого, поверхностного воздействия. Намного существенней окрепшее на Востоке убеждение (впервые оно сложилось еще в ранней юности) в том, как прочно связаны открытия современного искусства с основами народного художественного мышления, как ему лично близки сила и наивность примитива, будь он восточного, русского или любого другого происхождения. Не исключено, что именно потому Щукин из обширного наследия Мольера остановился на «Мнимом больном». Третья, заключительная интермедия последней пьесы Мольера привлекла его тем, что когда-то Буало, строжайший блюститель «высокого штиля», осуждающе назвал «постыдным шутовством», то есть фарсовым началом, идущим от прямых предшественников Мольера.- бродячих комедиантов.

Щукин почувствовал, что тут есть где разгуляться плебейскому темпераменту. Никаких Америк он не открывал. Перед кем только из художников сцены первой трети 20 века не маячила мечта о «прекрасном детстве» народного театра! Кто только не пытался реконструировать, стилизовать - на худой конец, старинные театральные действа - средневековые, раннеренессансные, возродить в спектаклях приемы народного творчества, чтобы вернуть театру театральное.


<<< Недолгое пребывание

Александр Бенуа >>>

<<<Оглавление>>>