Единая мера

«Единая мера» или, как говорят сегодня структуралисты, «эквивалентность на всех уровнях», уловимая в большом и малом, общем и частностях, возникает спонтанно. Как не может человек уйти от самого себя, перестроить свою натуру, свой темперамент, так в организме щукинских произведенин воплощена личность художника с его незаемным и непростым взглядом на жизнь, с гневом и сердобольностью, тревогой, страстью, мечтой, слитыми воедино. Вот, где корень его цельности. Надо сказать, что при близости основных пластических формул, развитии мысли от произведения к произведению, прочность креплений между звеньями цепи скрыта до поры до времени. Более того, в стилистике вещей, писавшихся одновременно или разделенных коротким промежутком времени, поначалу как бы и вовсе не отыскиваются точки соприкосновения.

То трудно формулируемое словами качество, которое позволяет буквально по одному сантиметру холста безошибочно узнать руку автора, Щукин не успел приобрести. Не сразу, не вдруг появлялось оно даже у великих мастеров, открывателей новых живописно-пластических систем. Он по-человечески вовсю переживал то, что писал, думая более о человеческой, духовной сущности образа, нежели о стилистике в собственном смысле. И уж, во всяком случае, его никогда не прельщала идея подменить подлинную стилистическую завершенность кажимостью таковой (к чему обычно охочи художники смолоду), сковать себя узами какой-либо однородной манеры. Поиски своей пластической системы - итог проб, экспериментов - не замыкают в прокрустово ложе, но дают счастье свободно распоряжаться материалом. И хотя почерк Щукина в интермедиях и пейзажах, театральных эскизах и натюрмортах разнится, глубинная связь их так очевидна, что по сути дела каждую работу мы вправе рассматривать как частицу, что входит в единую, неделимую картину мира, им созданную, как модификацию самого главного, самого личного - отношения к действительности. Итак, после пространного «резюме» рассмотрим подробнее, как развивался художник между 1932 и 1935 годами.


<<< Непрерывна цепь

После перерыва - к станковой живописи >>>

<<<Оглавление>>>