Искусство моральной ответственности

Во времена, когда Щукин писал Лизу, только ставилась на повестку дня задача утвердить, прославить нового советского гражданина, дать людям, как говорил Щукин, «бодрую, радостную зарядку», что было и очень закономерно и крайне нужно для молодого, складывавшегося искусства молодой страны. Но за то, что позднее нередко возводился в канон и доминировал только такой тип «положительности», художники той ранней поры нашего искусства моральной ответственности не несут.

Щукин был всегда одинаково честен - когда делал антирелигиозные агитки или измышлял фантастические сказки, когда писал в тиши мастерской «для себя» или представлял работу на широкое обозрение в дни массовых торжеств. Не может быть ничего более недостойного творца, чем соображения конъюнктурные, разрыв между данью времени и данью искусству. Неразделимое единство гражданственного и лирического - самая суть натуры Щукина, человека и художника.

Поэтому оба портрета равно автопортреты в том смысле, что вольно пли невольно автор отождествляет себя со своим героем, с объектом изображения. Полное отчуждение субъекта от объекта - в творчестве вещь невозможная, тем более в творчестве художника поэтического склада. Он сам лирический герой своих произведений, даже если изо всех сил хочет посмотреть со стороны. И в «Лизе», и в «Женском портрете» спроецированы две главные стороны его личности - открытая, молодая жизнеактивность и омытый грустью лиризм.


<<< Домье-живописец

Черты конкретного прообраза и персонажа >>>

<<<Оглавление>>>