Мы хотели бы подчеркнуть большую воспитательную роль конкурсов, аналогичную той роли, которую они сыграли в развитии советской архитектуры; достаточно указать на значение, которое имел для роста последней ряд конкурсов Дворца Советов. Серьезно проводимые конкурсы, давая богатый творческий материал, порождая дискуссии, двигают вперед и художественную практику и теоретическую мысль.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что по сравнению с открытыми конкурсами, более успешной оказывается практика закрытых конкурсов, то есть конкурсов, основанных на привлечении определенных участников, которым заказывается выполнение проектов. Принцип оплаченного участия скульптора в конкурсе вполне целесообразен, он обеспечивает скульптору возможность спокойной, углубленной работы, снимает с него материальные тяготы участия в конкурсе (при сложных проектах весьма значительные) и повышает художественную значимость проектов. Опасность этой системы может заключаться в сужении круга приглашаемых художников, ограничении известными уже именами.
Бурно развивающееся строительство социализма, вовлекая в свою орбиту советское искусство, ставит перед его представителями принципиально новые задачи, не известные предшествующим поколениям. Такой новой формой монументального искусства, зарождающегося в условиях советской жизни, была «Аллея ударников» в Центральном парке культуры и отдыха в Москве.
<<< Проект, представленный Мухиной
Постановление об организации «Аллеи ударников» >>>
<<<Советская скульптура>>>