Синтез искусств

Понятие синтеза, т. е. соединения, объединения, различных видов искусства в рамках единого художественного целого применяется при рассмотрении двух близких, но не идентичных по содержанию явлений в области искусства. Существует группа искусств, которые по своей природе являются синтетическими. Это пространственно-временные, или зрелищные, искусства — театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Здесь объединение средств различных искусств на основе творчества актера, сценического действия и оформления. Проблема синтеза тут выступает как проблема художественной целостности, органического единства того или иного произведения. Но помимо зрелищных искусств, где синтез происходит как бы внутри данного вида искусства, существует также синтез как объединение различных искусств в единый художественный ансамбль или художественное целое. Таков синтез литературы и изобразительного искусства (художественно-иллюстрированные издания), литературы и музыки (песня и другие вокальные жанры), а также синтез пластических искусств — архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, направленный на эстетически целостное формирование окружающей среды. В синтезе пластических искусств главное — создание единого художественного ансамбля как в рамках отдельного сооружения, так и в их комплексе.


Аллея космонавтов и памятник «В ознаменование вы­дающихся достижений советского народа в освоении космического пространства». Бронза, гранит, титан. 1967. Архитекторы М. О. Барщ, А. Н. Колчин, скульпторы А. П. Файдыш-Крандиевский Л. Е. Кербель и др.

При объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами. Вместе с тем, входя в синтетическое целое, каждое искусство так или иначе приспосабливается к другим и к целому, приобретает особые черты, в которых не было бы необходимости при обособленном существовании. Поэтому синтез не механическое объединение отдельных искусств, а органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.


Памятник героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Бронза, гранит. 1975. Скульптор М. К. Аникушин, архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский.

В основе синтеза пластических искусств лежат реальные процессы человеческой жизнедеятельности (труда, быта, общественных событий и т. д.), для протекания и пространственного оформления которых создается архитектура. С учетом этих процессов она включает в себя монументально-декоративную скульптуру (статуи, рельефы, лепной декор и т. п.), живопись (панно, фрески, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также произведения декоративно-прикладного искусства (народных промыслов и промышленного дизайна), которые дополняют, развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Примерами удачного синтеза искусств могут служить Дворец съездов и комплекс Олимпийской деревни в Москве, ансамбль центра и Театр им. Навои в Ташкенте, район Лаздинай в Вильнюсе, станции метрополитена в разных городах и многие другие сооружения. Строительство в СССР больших общественных зданий, Дворцов культуры, театров, клубов, парков и стадионов открывает широкие перспективы взаимодействия видов искусства и выдвигает проблему их синтеза как одну из важнейших задач социалистического реализма. Только с учетом и использованием синтеза искусств может быть решена программная задача создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, способной радовать, идейно-эстетически воспитывать, удовлетворять высокие, развитые вкусы советских людей.


Ленинский мемориал в Ульяновске. 1967—1970. Архитекторы Б. С. Мезенцев, М. П. Константинов, Г. Г. Исакович.


<<< Символизм

Скульптура >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>