Ампир

Ампир (от слова «империя») — стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (в том числе древнегреческой архаики, искусства императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры. Для архитектуры ампира (Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан Франсуа Шальгрен во Франции, Фридрих Шинкель в Германии) характерны мемориальные сооружения по типу античных (триумфальные арки и колонны, мавзолеи), парадные дворцовые интерьеры с росписями, мебелью, бронзой античного типа.


Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади де Голля (бывшая площадь Звезды) в Париже. 1806—1837.


А. Д. Захаров. Адмиралтейство. 1806—1823. Ленинград.


П. К. Клодт. Юноша, укрощающий коня. Модель статуи, установленной на Аничковом мосту в Ленинграде. 1833—1849. Бронза.

Ампиром часто называют и высокий (зрелый) классицизм в России, с которым связаны многие крупнейшие ансамбли зданий в Петербурге, Москве и других городах (архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев), усадебные комплексы, здания, произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры (И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский), замечательные образцы мебели, керамики, стекла, металлических изделий. Русский ампир, отразивший национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности планов и форм, величественного, сдержанного великолепия лепного, резного, литого декора с вниманием к развитию города, к практическим нуждам и удобству, часто даже к уюту городского и усадебного быта. К середине XIX в., в условиях быстрого развития буржуазных отношений, ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого.


<<< Америки искусство

Анималистический жанр >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>