Западноевропейское искусство. Эдуар Мане(1832—1883)

В 1863 г. в Париже в «Салоне отверженных» (на выставке, где были показаны картины, отвергнутые жюри официального Салона) в центре внимания публики оказалась вызвавшая горячие споры картина французского художника Э. Мане «Завтрак на траве». Теперь она хранится в собрании Музея импрессионизма (см. Лувр). Подобная судьба картины, воплотившей новаторские художественные принципы, не случайна. Всю жизнь Мане с великой настойчивостью боролся за признание своего искусства и в конечном итоге победил.

Изучая живопись мастеров прошлого, особенно Д. Веласкеса и Ф. Гойи, развивая традиции французских реалистов середины XIX в., Мане обратился в своих произведениях к образам современников. Он изучает их облик, манеру поведения, характер («Портрет родителей», «Музыка в Тюильри», «Гитареро», «Лола из Валенсии»). В «Завтраке на траве» Мане стремился соединить современный сюжет с темами искусства прошлого, в частности с известным «Сельским концертом» Джорджоне, что, собственно, и вызывало непонимание со стороны буржуазной публики и жюри Салона. В 1863 г. Мане написал ставшую не менее известной картину «Олимпия» (Музей импрессионизма, Париж). Снова традиционный сюжет художник стремится трактовать по-своему, создавая образ современной ему парижанки.


Э. Мане. Бар «Фоли-Бержер» 1881—1882. Холст, масло. Институт Курто. Лондон.

С годами совершенствовалось колористическое ь'астерство художника, он предпочитал гармоничные тона с отдельными всплесками ярких красок, высветленность палитры, но и не терял при этом интереса к пластической трактовке форм. В такой манере написан «Флейтист» (1866). В зрелый период творчества образу современника посвящены картины «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Бал-маскарад в Опере», «Нана». В многочисленных живописных набросках Мане стремится запечатлеть разнообразные сцены парижской жизни, будь то публика на Всемирной выставке, скачки на ипподроме, посетители кафе. Откликом на политические события в мире стала картина «Казнь императора Максимилиана» (1867). Мане, полемизируя с романтиками, отказался от трагического пафоса этой сцены и показал историческое событие как нечто будничное и прозаическое.

Интерес Мане к современности, его открытия в области колорита заинтересовали художников-импрессионистов, которые рассматривали Мане чуть ли не как «отца новой живописи» (см. Импрессионизм, постимпрессионизм). Действительно, в 70-е гг. Мане создает ряд произведений, близких импрессионистам. Однако и последнее его значительное произведение — «Бар «Фоли Бержер» (1881 — 1882, Институт Курто, Лондон) свидетельствует о самостоятельных поисках, о постоянном стремлении к четкой композиционной организованности картины, о внимании к характеру человека, его облику и поведению.


<<< Западноевропейское искусство. Гюстав Курбе (1819—1877)

Западноевропейское искусство. Пабло Пикассо (1881-1973) >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>