Карикатура

Всем известен сатирический журнал «Крокодил». Оружием сатиры и юмора он борется с отрицательными явлениями, чуждыми советской действительности, разоблачает буржуазную идеологию, империалистическую реакцию. Видную роль в этой борьбе играют сатирические рисунки Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимова, Л. В. Сойфертиса и многих других замечательных советских художников. Эти рисунки называются карикатурами. Свое название они получили от итальянского слова «карикаре», что значит «нагружать», «преувеличивать», «искажать». Действительно, рисунки эти не совсем обычны. Художники, изображая какой-либо персонаж или явление, намеренно подчеркивают и комически преувеличивают их уродливые, низменные черты так что они предстают во всем своем внешнем и внутреннем безобразии.


Кукрыниксы. «Потеряла я колечко... (а в колечке — 22 дивизии)». 1943.

В карикатуре художник соединяет в неразрывное целое реальные и фантастические черты, преувеличивает и заостряет характерные особенности лица, фигуры, костюма, манеры поведения изображаемого персонажа. Однако при этом он обязательно сохраняет сходство с натурой. В карикатуре на французского короля Луи Филиппа великого сатирика О. Домье мастер уловил и гротескно преувеличил самую характерную особенность его заплывшего жиром лица, поразительно напоминающего грушу. Так был создан удивительно едкий и в то же время очень смешной образ «короля-груши», ставший олицетворением всего режима июльской монархии во Франции 1830 — 1840-х гг., выражавшей интересы «порядочного» буржуа. Карикатура Домье содержит в себе критику не только отдельной личности, но и всего существующего порядка. В ней, как и в других лучших мировых карикатурах, нет добродушной улыбки над социально уродливым явлением, ибо тогда она превратилась бы в обыкновенный юмористический рисунок.

Выразительность карикатуры во многом обусловлена ее конкретной направленностью против отдельной личности, факта, того или иного уродливого явления общественной жизни. Просмотрите серию карикатурных портретов главарей фашистской Германии, выполненную Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны. Они разоблачают низменную сущность этих выродков, потерявших право называться людьми. Карикатура всегда тенденциозна, она поучает, воспитывает, агитирует, борется, протестует. В этом ее главное отличие от шаржа, разновидности карикатуры, в котором преобладающим является добродушно-юмористическое изображение.

Наиболее яркое воплощение карикатура нашла в графике. И это не удивительно. Ведь главное выразительное средство графики — линия. Она способна необычайно скупыми средствами передать сущность явления, заострить и гиперболизировать его характерные черты. Наконец, карикатура всегда связана с текстом. Он раскрывает и комментирует смысл изображения.


Б. Е. Ефимов. Возвращение империалистических хищников. 1974.

Рисунки, близкие к карикатуре, известны с глубокой древности. Однако их трудно квалифицировать как карикатуры: в них нет еще ярко выраженной тенденции к высмеиванию явления, отсутствует конкретная направленность на определенное лицо. Даже в эпоху Возрождения многие рисунки, особенно народные лубки, осуждают и бичуют отдельные факты, но редко указывают на определенную личность. Лишь в XVIII в. появляется «чистая» карикатура, подлинным создателем которой стал английский художник У. Хогарт, исполнивший циклы карикатур с острой социальной направленностью. Расцвет карикатуры относится к XIX в., когда выступил О. Домье и другие известные карикатуристы. С развитием пролетарского движения во 2-й половине XIX в. и в начале XX в. она приобрела ярко выраженный классовый политический характер. Таковы сатирические рисунки Т. А. Стейнлена во Франции (см. Западноевропейское искусство XVII — XX вв.), сатирическая журнальная графика в России в период революции 1905 — 1907 гг.

В советском изобразительном искусстве карикатура сразу же стала составной частью агитационно-массового искусства. Политическая активность, острая злободневность, непосредственная обращенность к широким народным массам, критический пафос в адрес внешних и внутренних врагов революции отличали произведения М. М. Черемныха, В. В. Маяковского, Д. С. Моора, В. Н. Дени. В 1920—1930-х гг. карикатуры печатались в многочисленных сатирических журналах и в газетах. Важную роль в патриотическом воспитании советского народа, в борьбе с фашистской агрессией сыграла карикатура в годы Великой Отечественной войны. В 1950 — 1980-х гг. круг тем карикатуры необычайно расширился. Она обращается к самым разным сторонам внутренней и международной жизни, истории, выступает активным пропагандистом в борьбе народов за мир, демократию, прогресс.


<<< Исторический жанр.

Картина >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>