Лаковая миниатюра

Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.— это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков — страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV—XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках — Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.


И. Голиков. Поднос «Тройка». 1926. Палех.

Как работают федоскинцы? Сначала из промазанного клейстером картона прессуются заготовки будущих изделий. Их пропитывают льняным маслом и «прокаливают» в специальных печах, отчего папье-маше становится легким и прочным. Затем столяры изготовляют нужной формы коробочки, а грунтовщики и лакировщики покрывают их несколькими слоями масляного грунта и черного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. Теперь художник может приступить к росписи. Федоскинские мастера работают масляными красками. Создавая главным образом жанровые композиции, портреты, пейзажи, они передают форму объемно — близко к реалистическим направлениям станковой живописи.

Нередко федоскинцы пишут по белому или тонированному грунту, придерживаясь классической последовательности наложения красок: подмалевок, пропись, лессировка, бликовка; причем каждый живописный слой просушивается и покрывается слоем прозрачного лака. Это «письмо по-плотному», для которого характерна ювелирная проработка деталей с помощью мелкого мазка. Предмет особой гордости федоскинцев — так называемое «письмо по-сквозному», которое выполняется лесси-ровочными красками по подкладке из сусального золота или перламутра, а также поверх слоя алюминиевого порошка. Прозрачные краски словно загораются изнутри!


Л. Фомичев. Шкатулка «Сказка о царе Салтане». 1976. Мстёра.

Искусство федоскинских мастеров всегда было глубоко демократично. Еще в XIX в. всенародную славу принесли им разнообразные сценки из народного быта — «тройки», чаепития, сенокосы, пляски, особенно близкие здешним мастерам с их крестьянским мироощущением. Нередко они обращались и к популярным полотнам русских художников, но не копировали их, а работали по-своему. Как правило, миниатюрист сильно перерабатывал оригинал. В зависимости от формы изделия изменял композицию, вводил в нее чернола-ковый фон, упрощал рисунок, менял колорит первоисточника, использовал типично федоскинские приемы росписи.


В. Белов. Шкатулка «Весна в Холуе».. 1953. Хoлуй.

Упадок, который переживали народные промыслы в конце XIX в., не миновал и Федоскина. Однако наиболее талантливые мастера того времени сумели сохранить в своих произведениях лучшие качества федоскинской миниатюры. С первых лет Советской власти началась большая работа по восстановлению промысла. Руководил ею замечательный ученый профессор А. В. Бакушинский. Уже в 30-е гг. появились художники, создавшие собственные интересные композиции. Они и воспитали целую плеяду выдающихся миниатюристов, определивших сегодняшнее лицо промысла.

Сейчас в мастерских Федоскинской фабрики лаковой миниатюры трудятся около 200 художников. В их творчестве продолжают жить традиции мастеров прошлого, рождаются новые направления. Так, в последние десятилетия прочно вошла в местное искусство тема сказки, родной среднерусский пейзаж. Развивается бытовой жанр. Видное место в работах федоскинцев занимает тема Октябрьской революции, трудового и ратного подвига советского народа. И по-прежнему взметают снег лихие федоскинские «тройки».

Другие известные во всем мире центры русской лаковой миниатюры находятся недалеко друг от друга: Палех и Холуй — в Ивановской области, Мстёра — во Владимирской. Они возникли в 20—30-е гг. нашего века на базе местных иконописных промыслов. После Октябрьской революции иконописцы не сразу нашли применение своему мастерству. Успех пришел, когда под руководством А. В. Бакушинского они занялись миниатюрной живописью на чернолаковых предметах. Но в отличие от федоскинцев здешние мастера писали не масляными красками, а традиционной для иконописи яичной темперой, используя некоторые древние композиционные и живописные приемы. Постепенно художники Палеха, а чуть позже — Мстёры и Холуя выработали неповторимый стиль, свой для каждого нового центра лаковой миниатюры.


М. Чижов. Шкатулка «По долинам и по взгорьям». 1966. Федоскино.

Основа росписи у всех одна — черный фон. Мстерцы закрашивают его, четко отграничивая живописное поле, и пишут на светлых фонах. У палешан, наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне умеют писать и на светлом фоне (обычно приглушая его к краям), но нередко «впускают» черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало. Иногда же они используют его по примеру палешан как пространство, правда, слегка подцвечивают, чтобы чернота не казалась бездонной.

Лаковой миниатюре свойствен развернутый сюжет, который должен легко «читаться». В Мстёре наиболее подробно «пересказывают» сюжет, поэтому главные эпизоды здесь как бы уравновешены со второстепенными и все фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже. Палех и Холуй более лаконичны. Главное событие тут «придвинуто» к зрителю, более крупные фигуры являются и основными цветовыми пятнами композиции.

Своеобразие каждого из центров лаковой живописи во многом обусловлено особенностями местной иконописи. Холуйская икона, например, была более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к иконописным канонам. Не удивительно поэтому, что и в новом холуйском искусстве силуэты фигур менее условны, а пейзаж более «натурный». Но положите рядом мстёрскую шкатулку, и более строгий силуэт окажется у холуйского. Условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У мстёрцев же и хблуян образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным, в Мстёре же его так насыщают полутонами, что оно напоминает тканый узор.


П. Баженов. Шкатулка «Дюк Степанович». 1940. Палех.

Самые разные темы находят свое отражение в творчестве мастеров лаковой миниатюры. Их привлекают события далекого прошлого и освоение космоса, бытовые сцены и природа родного края, литературные произведения и советская песня. Все же чаще художники обращаются к фольклорным жанрам: сказке, былине, песне, пословице. В последние годы в их работе появилось новое интересное направление: все чаще миниатюристы выступают в соавторстве с ювелирами. В обрамлении металла миниатюра не так строга, как камень; став перстнем или кулоном, она вносит в современный костюм нотку излюбленного русского узорочья.

Произведения советских мастеров лаковой миниатюры пользуются огромным успехом во всем мире. Многие художники отмечены высокими правительственными наградами, удостоены почетных званий. Большой группе миниатюристов была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина.

Палех

Одним из маленьких чудес, созданных Октябрьской революцией, назвал искусство Палеха А. М. Горький. Сегодня творчество палешан известно людям всех континентов Земли. Вызванное к жизни Великим Октябрем, творческой энергией народных масс, это искусство с самого своего рождения выражало поэтическое существо русского человека, его любовь к родной земле, доброту и мудрость.

Палех — небольшое село (ныне поселок городского типа) в Ивановской области. Вся дореволюционная история Палеха связана с иконописа-нием. Замечательные иконописцы работали в иконописных мастерских (их было около 20). Они выполняли заказы по всей России: писали иконы и расписывали церкви. Именно высокое мастерство палехских художников, их бережное отношение к древней живописной традиции, понимание красоты и выразительности художественного языка древнерусской живописи предопределили могучий взлет искусства Палеха уже в советское время.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала новое содержание работам палехских мастеров, вдохновила их на творческие поиски и открытия.

Опыты, предпринятые в 1922 — 1923 гг. в Москве в мастерской А. А. Глазунова палешанами И. И. Голиковым, И. П. Вакуровым и А. В. Котухиным по росписи чернолаковых предметов из папье-маше, заинтересовали видного искусствоведа А. В. Бакушинекого, сыгравшего большую роль в становлении нового палехского искусства.

Первые успехи в отечественных и зарубежных выставках и оживленный интерес к новому искусству палешан привели к созданию в Палехе в декабре 1924 г. «Артели древней живописи». Эта маленькая артель, в которую поначалу входили всего 7 бывших иконописцев, постепенно растет, расширяется и вскоре превращается в талантливый коллектив, искусство которого становится широко известно и у нас в стране, и за рубежом.

Заимствовав у подмосковных федоскинских мастеров способ изготовления предметов из папье-маше, палешане выработали свой оригинальный художественный стиль, основанный на традиционных приемах древнерусского искусства и органично слитый с богатством орнаментики русского народного искусства.

30-е годы стали годами расцвета советского палехского искусства. Необычайно расширился диапазон творчества художников. Палешане участвуют в монументальных росписях стен Дворцов пионеров, школ, пионерских лагерей, оформляют театральные спектакли, украшают своими миниатюрами книги, начинают расписывать фарфор. И по-прежнему палешане — превосходные мастера лаковой миниатюры.

Разнообразна тематика их произведений: героическая история нашего народа, русские песни, былины, сказки, сюжеты русской, советской и зарубежной литературы, героика Октября, современность. Выдвинулись новые талантливые мастера, их работы продолжают традиции предшественников. Первые выпуски молодых художников подготовило созданное в Палехе художественное училище.

Нынешний коллектив художников-палешан насчитывает около 230 мастеров. Из них — 59 членов Союза художников СССР. Многие из мастеров удостоены почетных званий, правительственных наград. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено в 1978 г. одному из основоположников советского палехского искусства — Н. М. Зиновьеву. На смену старшим товарищам приходят их талантливые ученики. Живая нить древней традиции, так ярко перевоплощенной первыми мастерами советского Палеха, не обрывается.


<<< Лаки

Лениниана >>>

<<<Весь указатель FAQ>>>