Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Живопись.

Наиболее значительные сдвиги имели место в конце 13 — начале 14 века в области живописи. Наблюдается значительное обогащение тематики за счет иллюстрирования акафиста богоматери (акафист — песнопение в честь богоматери, написанное в 7 веке), ряда апокрифических сказаний (апокрифы — не признанные церковью религиозные книги, Евангелия), различных гимнов и молитв. Усиливаются повествовательные моменты и в отдельных сценах: вводятся сложные архитектурные фоны (иногда представленные с повышенной или пониженной точки зрения) и относительно развернутые пейзажи. Композиция строится в несколько планов. Фигуры, прежде неподвижные, крупные, чаще всего представленные в фас, становятся в это время легкими, приобретают удлиненные пропорции; они часто изображаются во взаимодействии, иногда в порывистом движении. В это время чаще встречаются портреты. Стиль этого периода отмечен нарастанием живописных элементов, усложнением красочной гаммы с применением переходных тонов.
Монументальная живопись. В беднеющей империи последних веков ее существования возрастает роль фресковых росписей. Сама техника в известной мере определяла большую свободу в приемах живописи, иногда покрывавшей многими ярусами, сверху донизу, стены храмов. В композиции исчезают прежняя конструктивная ясность и простота; живопись утрачивает былую монументальность, она приобретает в известной мере декоративный характер.
Если в 10—12 веках монументальная живопись оказывала воздействие на икону и другие виды изобразительного искусства, то в 14—15 веках можно наблюдать обратное — проникновение иконописных приемов в стенные росписи.
Мозаики Кахриэ-Джами. Наиболее яркое выражение получили новые веяния в мозаиках и фресковых росписях монастыря Хора (Кахриэ-Джами) в Константинополе (первое десятилетие 14 в.). Мозаичное убранство храма, сохранившееся в двух нартексах, связано с именем Феодора Метохита, всесильного логофета императора Андроника II Палеолога. (Логофет - высокий придворный титул в Византии.) В храме имеется мозаичное портретное изображение этого видного политического деятеля, ученого и писателя, подносящего храм Христу. Он сам описал великолепие возобновленного им храма и богатство своего дворца, где были собраны замечательные античные памятники.
Основным содержанием дошедших до нас мозаик являются сцены из жизни Христа и из акафиста богоматери. Сам факт создания развитого цикла, связанного с культом богоматери, характерен для новых веяний в искусстве. Мозаичисты детально воспроизводили апокрифический рассказ, вводя в отдельные сцены жизненные детали. Таково, например, «Благовестив Анне» с его элементами пейзажа, реальным изображением колодца или «Исцеление различных болезней». Повышенная эмоциональность ощущается в «Успении богоматери», в «Избиении младенцев» или в «Плаче матерей вифлеемских». Значительное место уделено во многих сценах архитектурному фону, причудливым постройкам, представленным то с повышенной, то с пониженной точки зрения. Они переданы объемно в органическом единстве с фигурами, иногда расположенными в нескольких планах. Исследователи отмечают как характерную черту мозаик Кахриэ-Джами тончайший композиционный ритм, которым объединены отдельные сцены. Богатство колорита с переливами красок придает особое очарование этому замечательному памятнику.
Помимо мозаик, в трапезной Кахриэ-Джами сохранились недавно расчищенные фрески. Святые в рост расположены здесь над декоративным поясом, имитирующим мрамор. Вверху помещены различные библейские и евангельские сцены. Здесь также большое количество действующих лиц, значительное число жанровых деталей. Лица эмоциональны, их выражение делается более мягким, человечным, черты лица мельче.
Тот же стилистический характер имеют и другие памятники Константинополя и Фессалоник, относящиеся к тому же периоду.
Гуманистические идеи, отразившиеся в искусстве конца 13— начала 14 века, пришли в столкновение с идеалистическим движением исихастов (молчальники, приверженцы религиозно-мистического движения). В итоге длительных споров в середине 14 века победила эта консервативная идеология. Эта победа сопровождалась известного рода реакцией и в области живописи.
Фрески Мистры. Богатейший комплекс памятников, сохранившийся в Мистре, позволяет проследить постепенный переход от живописного стиля 14 века к графическому 15 столетия.
В росписях Метрополии (нач. 14 в.) сосуществуют консервативная манера (в росписях главного и северного нефов) и передовая, с элементами реализма, в южном. Так, в сцене «Воскрешения дочери Иаира», представленной на фоне углубленного, как бы данного в перспективе здания, оживленные группы людей приобретают те черты народного типа, который ранее встречался крайне редко. В многофигурной композиции «Страшного суда» лица апостолов индивидуализированы, порывистые фигуры ангелов полны движения; наивной непосредственностью веет от фигурок чертей, представленных на фоне пламени. Колорит построен на сопоставлении дополнительных цветов; резкие пробелы, выделяясь на темном фоне, создают впечатление объемности.
В росписях Периблепты (нач. 15 в.) сложные композиции насыщены экспрессией и порывистым движением. Так, в «Рождестве Христове», представленном на фоне развитого пейзажа, глубоко выразительны фигуры богоматери и группа ангелов, расположенных среди скал.
Особой проникновенностью отличается изображение «Божественной литургии». На интенсивном синем фоне представлены в стремительном движении легкие ритмичные фигуры ангелов в белых одеждах. На рыжеватых волосах — белые ленты, зеленые крылья оторочены синим. Эта сцена обладает большой силой эмоционального воздействия: она отличается благородством рисунка и полнотой красочного звучания.
Однако в поздних росписях Мистры, особенно в Пантанассе (30—40-е годы 15 в.) намечается отход от гуманистических исканий. Та новая волна спиритуализма, которая стала наблюдаться с конца 14 века в различных областях идеологии, сказалась и в искусстве — в сфере живописи она сопровождается усилением линейного, графического начала.
В это время былая лаконичность византийского искусства уступает место сложному рассказу; композиционная связь со структурой здания нарушается. Многоярусные росписи распадаются на замкнутые сцены, напоминающие иконы.

<<< Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Архитектура.

Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Иконопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>