Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода

Общий характер периода. Империя Карла Великого была недолговечной, и первые симптомы ее распада сказываются уже при жизни самого императора. При ближайших его преемниках этот процесс усиливается в еще большей степени. К раздорам, междоусобиям и безначалию, характеризующим время царствования сына и внуков Карла, присоединяются со второй половины 9 века непрекращающиеся набеги сарацин, венгров и особенно грозных норманнов. Европа вступает в полосу длительных, почти повсеместных и исключительно тяжелых бедствий. Монастыри, города, замки разоряются, памятники архитектуры рушатся, произведения изобразительного и прикладного искусства разграбляются и гибнут. Художественная жизнь приходит в упадок. Конец 9 и 10 столетие является самым темным периодом в истории искусства западного средневековья. Лишь в самом конце первого тысячелетия нашей эры, когда норманны, главный бич Запада, оседают на севере Франции и опасность их набегов минует, Западная
Европа вступает снова в полосу более нормального существования. В большинстве стран окончательно оформляются феодальные отношения, наступает экономическое оживление, а вместе с тем и новый рост культуры. Около 1000 года подъем искусства в Западной Европе становится более или менее повсеместным. Открывается новая его фаза. В искусствоведческой литературе эта фаза, соответствующая времени наивысшего развития феодализма, получила название «романского периода». Этот термин условен, но вошел во всеобщее употребление. В основном романский период падает на 11 и 12 столетия, причем 11 век рассматривается обычно как время «раннего», 12 век как время «зрелого» романского искусства. Хронологические рамки для отдельных стран и областей Европы полностью, однако, не совпадают. В Италии и Германии господство стиля захватывает значительную часть 13 века; на северо-востоке Франции вторая половина 12 века принадлежит уже следующему за романским готическому периоду.
11 и 12 века являются для Западной Европы временем, когда власть светских и духовных феодалов достигает наивысшей силы и когда в господствующем мировоззрении всецело царит церковно-религиозное начало. Столетия эти ознаменованы в истории культуры возвышением городских коммун, расцветом рыцарства и его литературы, ростом схоластической науки — но все это окажет прямое влияние на изобразительное искусство лишь к концу романского периода и в еще большей степени в эпоху готики.
В обществе 11—12 веков церкви принадлежало совершенно исключительное положение. Огромные богатства открывали перед ней такие широкие возможности, что тягаться с ней в создании памятников искусства было под силу разве лишь наиболее могущественным представителям светской власти. Главными заказчиками были монастыри. Роль последних была настолько велика, что романское искусство, по крайней мере во Франции, Англии, Испании, Германии, может быть названо искусством преимущественно монастырским.
Основным видом искусства в романский период является архитектура. Ее формы, в частности, обилие плоскостей, способствовали распространению монументальной живописи. Последняя переживает период расцвета уже в 11 веке. В этот же период наблюдается необычный подъем скульптуры, опять-таки теснейшим образом связанной с зодчеством. Малая пластика и миниатюрная живопись в свою очередь в сильнейшей мере отражают воздействие памятников зодчества.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода каролингов.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода. Архитектура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>