Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство Германии готического периода.

Скульптура. Изобразительное искусство Германии 13—14 веков находится в теснейшей зависимости от французской готики. Большая самостоятельность проявляется только в области портретной скульптуры, опережающей аналогичные явления французского искусства на целое столетие. Стоящие на восточном портале Бамбергского собора фигуры императора Генриха II и его супруги Кунигунды (ок. 1240) выдают стремление к передаче чисто индивидуальных черт. Острая характеристика наблюдается и в знаменитом «Бамбергском всаднике», поставленном на один из столбов внутри того же собора и толкуемом то как изображение св. Стефана, то как портрет императора (Конрада III). Волевая экспрессия лица и жеста делает его одним из самых горделивых образов рыцаря и лучшей конной фигурой средневековья. Высшую ступень развития готического портрета Германии знаменуют фигуры донаторов, украшающие хор собора в Наумбурге (ок. 1270), среди которых наиболее замечательна группа маркграфа Эккегарда и его жены Уты. При всей индивидуализации облика в Эккегарде великолепно выражен тип властного, не знающего препятствий феодала. Не менее мастерства наблюдается и в привлекательном образе Уты, отличающемся тонкой психологической характеристикой.
Влияние французской пластики особенно сильно ощущается в религиозной скульптуре, причем как специфически германские черты должны быть отмечены большая резкость и подчеркнутый натурализм форм. Утрировка экспрессии и мимики, переходящая зачастую в гротеск, составляет такую же характерную особенность готической скульптуры Германии. Наглядным тому примером служит «Страшный суд» на тимпане «Княжеского портала» в Бамберге (ок. 1240), где выражение лиц праведников и грешников превращено в гримасу. Стоящие на портале собора в Страсбурге «Князь мира сего» и соблазненная им неразумная дева в своей манерности граничат с шаржем (вторая половина 13 в.).
Живопись. Из явлений немецкой живописи готического периода наибольший интерес представляют своей самостоятельностью миниатюры рыцарской и бюргерской литературы. Здесь на первом месте должна быть приведена знаменитая «Рукопись Манессе» (ок. 1333) в Университетской библиотеке в Гейдельберге, являющаяся сборником песен миннезингеров и дающая великолепные по исполнению миниатюры с изображением сцен охоты, любовных сцен и т. п.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство Франции готического периода.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство Чехии готического периода. >>>

Иллюстрации к разделу >>>