Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока.

Арабы и возникновение ислама. Начало 7 века в истории восточного средневековья ознаменовано возникновением нового крупного государственного образования — Халифата.
8—10 века на арабском Востоке характеризуются победой феодального уклада при тесных связях с предшествующим периодом кризиса рабовладельческого общества.
Первоначальным ядром Халифата был Аравийский полуостров, население которого составляли оседлые земледельцы и кочевники. В оседлых районах, в особенности в торговых центрах на юго-западе Аравии — Мекке и Ятрибе (Медине), происходило образование классов.
Ограниченная с трех сторон морем, а с суши территорией Византии и сасанидского Ирана, Аравия в 6 веке оказалась в тяжелом экономическом положении. Кризис был вызван смещением торговых путей с Красного моря к Персидскому заливу и так называемым «относительным перенаселением», поскольку арабы не могли увеличить пастбищные пространства, чего требовал рост численности людей и скота.
Экономический кризис развивался и переходил в социальный, обостряя противоречия между родовой знатью и общинниками и ускоряя разложение родовых отношений.
Возникшая перед арабами необходимость выхода за пределы полуострова и завоевания новых областей могла быть осуществлена только объединенными силами племен. В 6 веке в Аравии уже существовали союзы племен, что явилось предпосылкой к образованию государства.
Объединение происходило под знаменем религии.
Арабы исповедовали солярный и лунарный культы, поклонялись мекканскому черному камню, почитали животных-предков. Но «старые, естественно, возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, едва только погибала независимость тех племен или народов, которым они принадлежали».
В этих условиях настоятельно выступала потребность единого культа, отвечавшая стремлению арабов к объединению. Такой монотеистической по своему характеру религией явился ислам. (Ислам — по-арабски «покорность, предание себя богу». Исповедующий ислам — муслим (покорный), или мусульман в персидской, а затем европейской транскрипции.)
В роли религиозного реформатора и основателя арабского государства выступил представитель мекканского купечества из рода корейшитов — Мухаммед (ок. 571—632).
Ислам, заимствовавший многие свои положения из иудаизма и христианства, проповедовал идею единого бога Аллаха. С появлением ислама арабские племена объединялись уже не только по кровно-родственному принципу, но и на религиозной основе.
Проповедь единобожия и священной войны была важным идеологическим фактором в завоевательных походах арабов.
Образование Халифата. Пользуясь слабостью Византии и Ирана, обескровленных взаимной борьбой, арабы за столетие, с 632 по 732 год, завоевали обширные пространства—от Пиренеев до границ Индии, создав государство — Халифат.
История Халифата подразделяется на два периода:
7 — первая половина 8 века (совпадающий с правлением династии Омейядов, центр — Дамаск) — характеризуется сложением феодальных отношений при сохранении в некоторых районах страны первобытнообщинного строя и пережитков рабовладения; вторая половина 8—9 века (халифат Аббасидов или Багдадский Халифат, столица — Багдад ) — характеризуется развитием феодального строя, расцветом культуры и искусства.
В завоеванных странах весьма быстро распространился ислам, особенно благодаря тому, что мусульмане освобождались от многих налоговых тягот.
Культура Халифата. Арабский язык — язык победителей, язык Корана приобрел большое значение во всех областях государственной и культурной жизни, играя объединяющую роль. Важное значение имел арабский как язык науки. Ученые Халифата, среди которых было много не арабов (сирийцев, персов, среднеазиатцев и др.), занимались обширной переводческой деятельностью; им принадлежит заслуга передачи научных знаний античности средневековой Европе.
Отдельные отрасли науки в Халифате — философия, медицина, астрономия, математика — достигли высокого развития и дали ряд трудов и изобретений, которыми гордится человечество.
Одной из наиболее самостоятельных областей культуры Халифата является литература, имевшая богатую традицию устной бедуинской поэзии.
Арабская поэзия оказала сильнейшее влияние на всю последующую литературу Востока и на связанную с ней миниатюрную живопись.
Общая характеристика искусства арабских стран. В изобразительном искусстве арабы не имели таких традиций, как в литературе. Однако в завоеванных странах они столкнулись с богатой местной культурой и, как это часто бывает, завоеватели, бывшие ниже покоренных народов, восприняли и многие их достижения.
В 7—8 веках (Халифат Омейядов) в искусстве видное место занимают пережитки античного еще восприятия природы и человека. Участие в творческом процессе мастеров — представителей покоренных народов, сочетание различных художественных приемов и разнообразного художественного наследия придавали памятникам того времени налет эклектичности.
Примерно к середине 9 века (при Аббасидах) искусство Халифата приобретает черты единства, отражающие ранний этап развития восточнофеодального общества. Предпосылками для этого явились создание централизованного государства, культурный и торговый обмен, массовое паломничество к мусульманским святыням, распространение единой религии и языка.
В изобразительном искусстве наблюдаются уход от реализма, свойственного античности, отвлеченность и схематизм всей системы образов. В архитектуре — создание феодальных городов, разработка типа культовых зданий и дворцов, система декоративного оформления этих сооружений.
Религия мусульман накладывала определенный отпечаток на искусство стран Халифата. Будучи религией иконоборческой, ислам поощрял развитие искусства в двух основных направлениях — архитектуре и художественном ремесле. Монументальная и миниатюрная живопись, существовавшая на всем протяжении средневековья, обслуживала узкие слои феодальной аристократии и двора.
Исчезновение изобразительных сюжетов вызвало к жизни пышный расцвет орнаментализма, который из вспомогательного, прикладного элемента становится объединяющим, накладывающим на искусство самых отдаленных районов характер общности.
Нарастание орнаментальных, декоративных тенденций характеризует весь ход развития искусства Халифата. Простые, сдержанные, конструктивные формы сменяются утонченными, затейливыми, перенасыщенными декоративизмом.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Востока. Введение.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Арабского Востока. Архитектура. >>>

Иллюстрации к разделу >>>