Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Архитектура 7—13 вв.

Архитектура Ирана и Афганистана отражает победу феодальных отношений, развитие ремесла и расцвет городов восточного средневековья. Города старого типа, возникшие еще в рабовладельческую эпоху, либо вовсе прекращают свое существование, либо меняются коренным образом.
Стилистически архитектура эволюционирует от сдержанных и конструктивно оправданных форм ранних сооружений (12—13 вв.) к усложненным, изобильно украшенным памятникам времени расцвета феодализма (14—16 вв.). Особое развитие получают порталы, благодаря чему здания приобретают ярко выраженную фасадность и плоскостность. Узорная орнаментация, выполненная из основного строительного материала (обожженного кирпича), к 13 веку сменяется полихромным декором из поливного изразца.
Планировка городов. На архитектурный облик городов накладывали определенный отпечаток нормы ислама, а также природные и климатические условия, сказавшиеся на планировке и материале сооружений.
С момента арабского нашествия, совпавшего с утверждением феодального строя, в Иране и Афганистане возникают города, как правило, состоящие из трех частей: ядром являлась цитадель (арк), помещавшаяся на естественном или насыпном холме. В цитадели проживали правитель или наместник, его семья, гвардия и челядь. Помимо двора правителя, в арке находились дома важнейших придворных, казармы, мечеть и мастерские по выделке оружия. Арк замыкался кольцом стен, перемежавшихся башнями.
Вторая часть города называлась шахристаном. Здесь размещались правительственные учреждения — диваны (род приказов, министерств), пятничная мечеть, высшие духовные училища — медресе, квартальные мечети и базары, особняки знати и многочисленные жилые дома. За шахристаном шло второе кольцо стен. По названию этой части, феодальные города Ближнего Востока принято называть городами типа шахристана.
Третья часть — ремесленное предместье — рабад. На базарах рабада продавали то, что неудобно было везти в город: топливо и фураж, торговали верблюдами и лощадьми; там размещались бойни, дубильные мастерские, производство мыла и т. д. В рабаде также находились странноприимные дома — ханака и гостиницы для приезжающих купцов — караван-сараи.
Примером иранских феодальных городов домонгольского времени могут считаться Рей, близ Тегерана, Шираз — на юге; для Афганистана — Газна» Кабул.
Следует подчеркнуть, что феодальные города не обязательно имели центрическое построение. Планировка подчинялась рельефу местности, и случалось, что арк был расположен не в середине поселения, а около одной из городских стен (например, Герат ).
Культовые сооружения Ирана 7—13 веков. С приходом арабов, привнесших ислам, в Иране изменилось культовое зодчество. На смену зороастрийским храмам и захоронениям пришли мечети и погребения в земле.
Мечеть Тарик-ханэ в Дамгане. Наиболее ранней является мечеть дворового типа в Дамгане (7 в.). План мечети знаком по сооружениям Халифата — галерея вокруг внутреннего двора и многоколонный зал на одной из сторон. Строительный материал, наиболее распространенный в Иране, — кирпич. Из него сложены приземистые колонны, сверху оштукатуренные; капители отсутствуют их заменяют плиты — абаки, на которые опираются пяты стрельчатых арок.
Так же, как и в других районах Халифата, в архитектуре чрезвычайно широкое распространение получает орнамент по сырой штукатурке в трех основных разновидностях — растительный, геометрический, эпиграфический фриз (например, Наинская мечеть, 10 в.)
Дворовая мечеть не удержалась в Иране «в чистом виде». После распада Халифата (с 10 в.) в Иране и на других территориях, ранее подвластных арабам, наблюдается возрождение старых местных форм. В архитектуре перерабатывается и используется наследие прошлых эпох, в том числе арочные порталы — айваны.
Окончательным типом культового сооружения явилась четырехпортальная (или четырехайванная) мечеть (например, мечети в Гюльпайгане и Ардистане).
Пятничная (сельджукская) мечеть в Исфагане. Наиболее классическим примером домонгольского времени является пятничная мечеть в Исфагане. Она сооружалась, главным образом, при сельджуках в 11 веке, но многократно расширялась.


Пятничная (сельджукская) мечеть в Исфагане. План

Здесь по-прежнему имеют место внутренний двор и колоннада вокруг него, однако на осях четко прослеживаются большие входные айваны, из которых наиболее важен портал, стоящий в конце двора, против главного входа, так как к нему примыкает кубическое здание собственно мечети, перекрытое куполом, то есть, по-видимому, старый тип храма огня, включенный наряду с айванами в систему дворовой мечети.
Материал — кирпич, который очень умело используется для орнаментальной кладки. Особенно остроумно решен переход от куба основания к восьмиграннику. Это достигается тем, что смежные стены соединяются перекидной арочкой, а скошенный угол заполняется рядами консольных нишек, образующих форму сталактита.
Подобное сокращение внутреннего пространства становится очень распространенным на востоке, в то время как на западе переход от восьмерика к четверику достигается при помощи парусов.
Домонгольские мечети Ирана производят строгое и внушительное впечатление благодаря простоте форм, уравновешенности пропорций, сдержанной монохромной кирпичной орнаментации.
Мечети Афганистана сохранились от более позднего времени и относятся к 14 веку.
Мавзолеи и погребальные башни Ирана и Афганистана. Другими видами культовых сооружений Ирана и Афганистана являются мавзолеи и погребальные башни. И те и другие восходят к доарабским прототипам. Мавзолеи — к храмам огня, погребальные башни, по всей вероятности, — к зороастрийским башням молчания.
Мавзолеи имеют форму куба, на котором покоится купол. В центре каждого фасада вход в виде стрельчатой арки, обрамленной рамкой портала. Кладка и орнаментация из обожженного кирпича. Помимо наземной части, мавзолеи имеют сводчатую, подземную, в которой собственно и производится захоронение. Место захоронения в наземной части обозначено могильной плитой.
Характерным образцом иранского мавзолея является мавзолей Арслана Язхиба (997—1026) в Северном Иране, для более позднего времени в Афганистане — усыпальница гератских тимуридов — 15 век. Башенные мавзолеи, расположенные на территории, совпадающей с бывшими границами распространения зороастризма, имеют форму башен — круглых, многогранных или фестончатых в плане (например, башня Кабуса в Гургане, 1006, башня в Радкане, 12 в., башня в Кишмаре, 13 в. и др.).
Башни сложены из кирпича и украшены эпиграфическим фризом и орнаментальными рельефными поясами, дающими разнообразную игру светотени.
Монгольское завоевание вызвало застой в искусстве Ирана и Афганистана второй половины 13 века.


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана.

Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Архитектура периода расцвета феодальных отношений 14—17 вв. >>>

Иллюстрации к разделу >>>