Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Живопись.

Как сообщают письменные источники, монументальная живопись на темы эпоса и литературных произведений украшала дворцы феодалов Ирана и Афганистана 11—14 веков.
Историк Ибн Арабшах (14 в.) сообщает, что в эпоху Тимура существовала монументальная живопись: стены дворцов были украшены изображением побед Тимура, его сыновей и внуков, его эмиров и войск. Эта живопись до нас не дошла. Сохранились только пейзажные росписи в мавзолеях Самарканда, по которым можно представить характер иранской живописи той эпохи.
Монументальная средневековая живопись Ирана и Афганистана была недоступна широким народным массам, за исключением буддийской живописи Афганистана, связанной с культовым зодчеством.
Миниатюрная живопись. Изобразительное искусство Ирана в период средневековья развивалось главным образом в области миниатюрной живописи. Так же, как и в архитектуре, миниатюра проходит путь от сдержанных скромных форм 12—14 веков к сложным, перегруженным композициям 16—17 столетий.
О не дошедшей до нас миниатюрной живописи раннего периода можно составить представление по керамике с сюжетными росписями. Образцы рейской керамики 12—13 веков, а также иллюстрации, выполненные в 14 веке в тебризской и ширазской (юг Ирана) школах, характеризуют ранний этап миниатюры, как скромный, сдержанный, малофигурный, тесно связанный с текстом.
Развитие городской жизни, расширение мастерских по созданию рукописных книг, дифференциация труда в этих мастерских приводят к более разнообразному и нарядному оформлению рукописей.
К началу 15 века заметно нарастают реалистические тенденции в миниатюрах, усложняются композиционные решения (пейзажный и архитектурный фон), усиливается интерес к бытовым деталям.
Объектом иллюстрации служат исторические и романтические сочинения, в том числе эпос «Шах-намэ» (книга царей) Фердоуси, «Хамсэ» Низами и др.
Вехами в развитии миниатюрной живописи 15—16 веков являются гератская и тебризская (Иранский Азербайджан) школы.
Расцвет миниатюрной живописи падает на период гератской школы 15 века, значение которой выходит за пределы собственно Хорасана (Область Хорасан — современный северо-западный Иран, Северо-Западный Афганистан и юго-восточные районы Средней Азии от Аму-Дарьи. Центр — Герат.) и достижения которой являются культурным наследием народов Ирана, Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и могольской Индии.
Гератскую школу можно подразделить на раннюю (10—30-е гг. 15 в.) и поздне-гератскую (последняя четверть 15 в.).

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Скульптура.

Искусство Средних Веков. Искусство Ирана и Афганистана. Раннегератская школа. >>>

Иллюстрации к разделу >>>