Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Живопись 10 — первой половины 12 в. Период Сун (960— 1279) и Юань (1280—1368)

В период Сун наступает новый блестящий этап в развитии китайской живописи. С переходом столицы в Кай-фын этот город становится главным центром художественной жизни страны, где собираются крупнейшие художники, поэты, ученые. Большое значение приобрела императорская академия художеств, основанная в начале 12 века. Академические требования свободного владения точным рисунком и большого знания поэзии и литературы привели к появлению особо утонченной живописи.
Живопись «цветов и птиц». Главное направление в живописи давал император Хой Цзун (1101—1126), требовавший от художников непосредственного изучения природы, не допускавший подражания предшественникам. На этой основе развивалось, возникшее несколько ранее направление «цветов и птиц». Одним из крупнейших художников-академиков этого жанра был Цуй Бо, профессор академии, отмеченный неоднократно премиями. Его произведения оказали большое влияние на творчество многих последующих художников. Насколько велика была сила и выразительность его письма, показывает картина «Бамбук и чайка». В ней мастер сумел показать начало шторма, согнувшего стволы бамбука, и вместе с изображением беспокойно кричащей птицы передать напряженное состояние природы перед бурей.
В 12 веке в этом жанре развиваются черты излишней мелочности, которые при всей изысканности колорита и точности воспроизведения природы способствовали в дальнейшем развитию сухости и искусственности.
Го Си. Особое место среди пейзажистов занимает Го Си (1023—1063), передававший в своем творчестве ощущение величия природы, ее грандиозности. От его замечательных пейзажей, в которых он стремился к воссозданию подлинного существа природы, сохранилось немного. Не вызывает сомнения картина «Деревня в горах» (ок. 1085). В ней наиболее полно отражено большое искусство художника в создании величественной горной природы. Он передает с большой любовью бесконечные дали и тяжелые массивы гор, покрытые живописными деревьями. В сложной насыщенной композиции пейзажа Го Си умеет тактично выделить основное. Он предпочитал монохром. Его пейзажи, поднимая на большую высоту созданное до него, завершают развитие традиционного стиля китайской пейзажной живописи.
Го Си оставил изложение своих эстетических взглядов и теоретических положений, раскрывающих правила старой китайской пейзажной живописи. Знаменитый его трактат был дополнен и издан сыном — художником и ученым Го Сы.
Последователем традиционного пейзажа, стоявшим вне академии, бывшим одновременно каллиграфом и художественным критиком, был Ми Фэй (1051— 1107). Особенностью его живописной манеры в монохроме была работа по непроклеенной бумаге свободными мазками без контура и деталей. Он глубоко интересовался вопросами передачи пространства, глубины и влажной атмосферы, что стало центром внимания художников последующих двух столетий.
Ли Лун-мянь. Творчество Ли Гун-линя, или Ли Лун-мяня, — третьего крупнейшего мастера 11 века — более многогранно. Он брал для своих картин любые сюжеты, но предпочитал религиозные. Будучи человеком глубоких знаний и широких интересов, он совмещал искусство каллиграфа, поэта, философа, археолога. Из сохранившихся произведений известны 5 лошадей с конюхами из Хотана (1086—1087), сюита уличных типов (Пекин, Гугун) и множество лошадей (Пекин, Гугун). В его работах проявляется скупость художественных приемов, свойственная мастерскому владению монохромной линией, переходящей в пятно или легкие размывы. За каждым рисунком-картиной раскрываются глубокая наблюдательность и тонкое проникновение в «душу» изображаемого живого существа.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Художественные ремесла. Период Сун (960— 1279) и Юань (1280—1368)

Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Живопись второй половины 12 в. Период Сун (960— 1279) и Юань (1280—1368) >>>

Иллюстрации к разделу >>>