Искусство Средних Веков. Искусство Кореи. Живопись.

Наиболее ранние росписи, датируемые 4—6 веками, находятся в гробнице Сан Ен Чон и отражают добуддий-ские представления культа предков. Подобно тому как это было в египетских гробницах, на стенах погребальных камер изображена земная жизнь покойного, показаны члены его семьи, слуги, воины, атлеты и музыканты. Кроме того, в росписях имеет место все то, что может понадобиться усопшему в потустороннем мире (повозки, колодец, кладовая для мяса и т. д.).
Динамика и зрелое мастерство, которое художники проявляют в этих сценах, говорят об уже сложившейся традиции, имевшей более ранние истоки, а также о культурной близости с искусством Китая.
Средневековые фрески буддийских храмов 12—13 веков также близки к китайским, но отличаются типами лиц и более камерными масштабами.
После монгольского нашествия традиция монументальной живописи замирает. Основным материалом художников становится шелк, китайская бумага и тушь.
Период 16 — первой половины 17 века был особенно тяжелым в истории Кореи. Войны с японцами и маньчжурами разорили страну, обострили противоречия феодализма. В верхах корейского общества наступает разочарование, которое в искусстве и в литературе нашло выражение в мотивах ухода к природе, в воспевании одинокой жизни отшельника, обретшего себе новых друзей — чайку на реке, луну в небесах, сосну на скале.
Чрезвычайно характерен в этом отношении лист, изображающий пилигрима, бредущего с посохом по свету (художник Юн Тун Чжо, нач. 18 в.).
Наряду с философскими темами в живописи имел место жанр, а также изображение пейзажей, животных, птиц и цветов (работы Юн Ти Ю).
Ким Хон До. Наиболее выдающаяся фигура того времени — художник Ким Хон До (1760—?). После смерти своего учителя Чон Кен Де, основоположника реалистической школы, Ким Хон До возглавил это направление.
Развивая в своем творчестве философские мотивы «природы и человека», Ким Хон До трактовал их в жанровом плане. Изображая в традиционной технике тушевой живописи горных отшельников «Син Сон», художник не канонизирует их, а подчеркивает пренебрежение святых к житейским правилам (святой, сидящий задом наперед на осле), человеческие «земные» черты в их поведении. Однако самые интересные произведения Ким Хон До выходят из круга религиозных тем, и истинное призвание художник находит в бытовых картинах, где героями являются горожане, ремесленники, студенты.
В серии зарисовок «Борьба ци-рум», «Школа», «Кузница», «Танец» ощущаются классические формы национальной живописи: подчеркнутая линейность, отсутствие фона, замкнутость композиции, высокий горизонт. Но огромное мастерство Ким Хон До, выразительный свободный рисунок, удивительное умение отобрать типические черты наполняют эти сцены дыханием современности.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Кореи. Скульптура.

Искусство Средних Веков. Искусство Японии. >>>

Иллюстрации к разделу >>>