Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Живопись.

Японское изобразительное искусство прошло сходные с Китаем и Кореей этапы. В период становления феодализма широко была развита монументальная живопись. Росписи в Золотом храме ансамбля Хорюдзи конца 7 века по стилю близки к искусству Кореи эпохи Силла и Китая при династии Тан.
В средние века многие японские художники ездили в Китай изучать искусство живописи и каллиграфии; росписи 15—16 веков на шелке и рисовой бумаге сближаются со знаменитыми китайскими гохуа (так называемая «Школа Каыо»). Шелковые горизонтальные (макемоно) и вертикальные (какемоно) свитки с пейзажными мотивами, изображениями птиц и цветов были доступны узкому кругу аристократии; содержание живописи служило темой беседы во время чайных церемоний.
Наряду со школой Кано в японском искусстве существовали и другие художественные направления.
В 17 веке, в связи с ростом городов возникла реалистическая жанровая школа Укийо-е — «Картины жизни», «Образы переходящего мира». Школа Укийо-е так же, как новый жанр литературы — реалистическая повесть «Укийо-дзоси» и новый театр без масок — театр Кабуки, обращается к городской тематике, уличным сценам и народным увеселениям, быту ремесленников, торговцев, актеров, гейш.
Гравюра на дереве. Большой заслугой этой школы было развитие гравюры на дереве — массовой, дешевой, доступной демократическим слоям населения. В искусстве гравюры обычно принимали участие три человека: художник, создающий цветной рисунок, мастер, вырезающий изображение на дереве, и печатник. Авторство сохранялось только за художником, который ставил на гравюре свою подпись.
Ранние японские гравюры были черно-белыми. В этой технике работал Моронобу Хисикава (1638—1714), художник, скованный традицией, но сделавший предметом своего внимания народную жизнь.
Харунобу Судзуки. Применение печати с нескольких досок (для каждого цвета изготовлялась отдельная доска) связано с именем Харунобу (1725—1770). Он делал гравюры на шелке и бумаге. Его излюбленные темы — повседневная жизнь средних классов и, в особенности, женщина в бытовой обстановке. В творчестве Харунобу проявились черты, ставшие характерными для японской гравюры: преобладающая роль линии и пятна, декоративность, композиционное мастерство. При ярко выраженном интересе художника к простолюдинам — таковы его подавальщица из чайного домика, дочь крестьянина Осен, продавщица зубочисток Офудзи, ойран — куртизанки из «Зеленых домов» Иосивара — квартала в Эдо (Токио) — Харунобу отдает дань феодальному искусству и типы женских лиц создает в условных канонах красоты — с удлиненным овалом, изображая несколькими штрихами глаза, рот и нос.
С 90-х годов 18 века небольшие форматы гравюр Харунобу сменяются листами с крупными фигурами и погрудными изображениями (так называемые «Большие головы»). Среди многих художников этого жанра (Кийонага, Тойокуни и др.) наибольшую известность приобрел Утамаро Китагава (1753—1806) — мастер чрезвычайно разносторонний и оставивший огромное наследие.
Утамаро Китагава. Первые работы Утамаро, относящиеся к 70-м годам, иллюстрируют сочинения по естественной истории («Книга раковин», «Книга насекомых», «Книга птиц»); сохранились и бытовые картины из жизни ремесленников, но прославился Утамаро сериями гравюр, изображающих женщин, преимущественно гейш — певиц и танцовщиц Эдо — во время праздника, за туалетом, на прогулке или просто в созерцательном раздумье («Песни изголовья», «Ежегодник зеленых домов» и др.).
Утамаро превращает низкорослых японок в грациозных красавиц с удлиненными, изысканными фигурами и маленькими кистями рук.
Затканная цветами одежда (нередко гравюры заказывались художникам как реклама нового узора ткани) ниспадает каскадом складок, образующих пьедестал. На белых, удлиненных лицах, похожих одно на другое, чуть намечены щелочки глаз, тонкий, с легкой горбинкой нос и лепестки губ. И все это увенчано сложным сооружением прически с гребнями, хризантемами и костяными шпильками.
Движения героинь Утамаро, скорее, манерны, чем эмоциональны, лица также лишены психологической глубины, но мастерство художника заключается в красоте и плавности линий, вызывающих ощущение танцевального ритма или музыкальной фразы.
Непревзойденные образцы представляют гравюры Утамаро и в колористическом отношении. Излюбленные тона художника — серебристо-серые, жемчужно-розовые, сиреневые и бархатисто-черные. Известно, что для передачи одной только серой прозрачной ткани художник применял шесть досок, а иногда количество досок для гравюры достигало двадцати.
Особый раздел в творчестве художников Укийо-е занимал театральный жанр, который вел свое происхождение от театральной афиши (художники Кийонобу, Сюнсо, Тойокуни) и получил завершение в искусстве Сяраку (родился в 60-х годах 18 в.).
Сяраку Тосюсаи. Актер традиционного театра масок Но, он изображал персонажей театра Кабуки в двойных портретах и полуфигурах, носивших большей частью гротесковый характер. Персонажи Сяраку всегда даны в движении и выражают разнообразные чувства, а подчас и грубые инстинкты — алчность, тупость, коварство. Художник словно протестует своими гравюрами против утвердившихся штампов — застылых, традиционных, условно-прекрасных. Вдохновенное и скорбное творчество Сяраку не нашло последователей.
Школа Укийо-е взамен идеальных ландшафтов средневековья показала во всем многообразии реальный пейзаж Японии, иногда суровый и величавый, иногда простой и непритязательный. Классические художественные приемы сочетались в них с новым щущением природы.
Хиросиге Итирюсаи. Как мастер пейзажа прославился Хиросиге (1797—1858), неутомимый путешественник, воспевший в своих сериях «53 станции Токайдо», «36 видов Фудзи», «100 видов Эдо», дороги Японии, ее бухты и заливы, мосты и переправы, снежную пелену на соломенных крышах и косую завесу дождя.
Хиросиге стремился в своих гравюрах раскрыть состояние природы; в тончайших оттенках серого, голубого, коричневого передать туманную дымку, окутывающую горы или пылающий отсвет заходящего солнца на воде.
Излюбленный художественный прием Хиросиге — акцент на переднем плане, крупное изображение моста, дерева, скалы или группы людей, за которыми легко намечены даль и линия горизонта. Художник был знаком с перспективой и пространственность изображения усиливал с помощью переходных тонов.
Спокойная красота природы в гравюрах Хиросиге перекликается с лирической японской поэзией, дающей в пятистрочной форме «танка» отточенные пейзажные описания.
Хокусаи Кацусика. Крупнейшим, всемирно-известным мастером гравюры был Хокусаи (1760—1849). Неутомимый «старик, одержимый рисунком», как подписывался художник, Хокусаи создал многочисленные серии гравюр, около 30 тысяч рисунков и проиллюстрировал около 500 книг, где выступал как пейзажист, портретист, жанрист, иллюстратор и мастер цветов, обладающий великолепным композиционным даром и безупречной линией.
Пейзажи Хокусаи, обобщающие и лаконичные, не подавляют; они всегда населены людьми. На переднем плане в его произведениях изображаются жизнь и быт простого люда: рыбаки натягивают сеть, продавец зонтов расставляет свой товар; рабочие дровяного склада укладывают штабеля, а бочар трудится, стоя на коленях. Казалось бы, будничные моменты опоэтизированы художником и повествуют о величии природы и многообразии жизни.
Это же можно сказать и относительно рисунков «Манга». По первоначальному замыслу они должны были служить пособием для учеников, но, собранные в 15 томах, стали летописью японской жизни, народными картинами, где в множестве композиций изображены пейзажи, военные сражения, юмористические сценки и городские типы, животные и растения.
Артистический рисунок Хокусаи, то орнаментально-плавный, то острый и решительный, всегда является основой художественной выразительности его работ. Знакомый с европейской перспективой и светотенью, Хокусаи в области цвета следует традиционным декоративным принципам, предпочитая класть краски ровными плоскостями, не смешивая их, но добиваясь гармонических сочетаний, и в этом отношении всегда сохраняет самобытность и национальный колорит японской гравюры.
Из всей плеяды знаменитых мастеров 18—19 веков Хокусаи наиболее последовательно демократичен. Его никогда не соблазняли ни театральные сюжеты, ни красавицы Иосивара. Листы его гравюр населены прачками и кустарями, плетущими корзины, крестьянами в соломенных дождевых плащах и огромных грибообразных шляпах; бедными женщинами с простоволосыми детьми, привязанными за спиной; ремесленниками и тружениками рыбачьих поселков. Народу, его жизни и труду посвящено все творчество Хокусаи. «Замечательный художник и честный человек», как гласит надпись на его могиле, умер в 1849 году в возрасте 89 лет.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Скульптура.

Искусство Средних Веков. Искусство Японии. Прикладное искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>