Искусство Возрождения. Искусство Италии.

Общая характеристика. В первых десятилетиях 15 века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры и положило конец засилию готики. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличают щегося от того «реализма деталей», который был характерен для искусства позднего треченто. Искусство этих мастеров проникнуто идеалами гуманизма. Оно героизирует и возвеличивает человека, поднимает его над уровнем обыденности. Яркость индивидуальных характеров, глубина и сила человеческих чувств стоят теперь в центре внимания художников. На смену тщательной детализации приходят обобщенность и монументальность форм. Правда, героический пафос и монументальность, присущие произведениям великих мастеров, открывших в Италии эру Возрождения, не долго удержались в искусстве кваттроченто и нашли дальнейшее развитие лишь в период Высокого Возрождения. Однако после художественной реформы начала 15 века уже невозможен был возврат ни к старым формам, ни к средневековому спиритуализму. С этого времени искусство Италии приобретает ту реалистическую направленность и тот жизнеутверждающий светский характер, которые составляют важнейшую черту Возрождения.
В своей борьбе с готической реакцией художники Раннего Возрождения искали опору в античности и проторенессансных традициях. Если раньше обращение к античности носило эпизодический характер и нередко сводилось к простому подражанию образцам,то теперь античное наследие используется гораздо более широко и творчески. Широко используется и художественное наследие Проторенессанса, основные тенденции которого родственны искусству начала 15 века. Однако то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. В 15 веке искусство сближается с наукой. Стремление к познанию мира толкает художников на путь его изучения. Это способствует расширению их кругозора и освобождению искусства от узости цехового ремесла. С другой стороны, это приводит к созданию для него вспомогательных дисциплин. В начале 15 века усилиями крупнейших архитекторов Флоренции Филиппе Брунеллеско и Леона Баттиста Альберти разрабатывается теория линейной перспективы. В это же время начинается систематическое изучение строения человеческого тела и создается теория пропорций. Математика, анатомия, оптика привлекаются для решения важнейших задач реалистического искусства — изображения человеческой фигуры и пространства.
В конце 14 — начале 15 века оформляется стиль Ренессанса и в архитектуре, которая до того жила еще в основном старыми традициями. Как и в изобразительном искусстве, большую роль в обновлении архитектурных форм сыграло обращение к античности. Однако новый стиль не был простым возрождением античности. Архитектура Ренессанса соответствовала новым материальным и духовным запросам людей.
Вначале архитектура Ренессанса черпала главные импульсы развития из проторенессансных памятников, носивших следы влияния античного зодчества. Вместе с тем мастера Ренессанса, несмотря на свою оппозиционность к готической культуре, переняли некоторые черты, характерные для готической архитектуры. Византийская культура также наложила отпечаток на формирование нового стиля, особенно в области церковного зодчества.
В целом процесс развития архитектуры Ренессанса шел от изменения внешних декоративных частей к переработке основных архитектурных форм.
Создание нового архитектурного стиля облегчалось совершенством ремесленной строительной техники, подготовленным ранним средневековьем. Архитекторы Ренессанса были хорошими производственниками; проектируя здание, они в большинстве случаев сами осуществляли его в натуре. Кроме того, они нередко владели и другими, смежными с архитектурой специальностями: являлись скульпторами, иногда декораторами, живописцами, что способствовало повышению художественного качества сооружений.
В период Ренессанса строились здания новых типов: городские дворцы-палаццо, загородные виллы; из общественных зданий — ратуши (палаццо муни-чипале), университеты, воспитательные дома, госпитали, рынки, склады и другие. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, частично реконструируются городские центры.
Итальянское искусство 15 века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале 15 века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунеллеско, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще господствовал готический стиль, постепенно вытеснявшийся Ренессансом. Сложное переплетение прогрессивных и консервативных тенденций в местных школах характерно как для скульптуры и живописи, так и для архитектуры 15 века.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Проторенессанса. Искусство Италии после Дяготто.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. >>>

Иллюстрации к разделу >>>