Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Северной Италии в 15 в. Архитектура.

Архитектура Северной Италии (Милан, Болонья, Верона, Феррара и другие центры) сильно отличалась от флорентийской большей декоративностью и усложненностью своих форм. Устойчивость романо-готических традиций замедлила здесь развитие архитектуры и привела к созданию смешанных форм, которые встречаются вплоть до конца 15 века.
Архитектура Милана. Первым значительным архитектором Ренессанса в Милане был Антонио Аверлино Филарете (1410—1469) из Флоренции. В 1451 году по приглашению герцога Франческо Сфорца он начинает перестраивать крепость (кастелло) Сфорческо. Антонио Филарете был разработан план идеального города, названного им Сфорцинда, очертания которого имеют вид правильной звезды с дворцом и общественными зданиями в центре и отходящими от них во все стороны улицами. Главное произведение Антонио Филарете — Большой Госпиталь (Оспедале Маджоре) в Милане (с 1456). Несмотря на свое отрицательное отношение к готике Филарете внес в обработку здания детали готического характера. Постройка здания была продолжена Гвинифорте Солари. Последний выполнил также в 1475 году отделку фасада собора и клуатр Картезианского монастыря Чертоза в Павии близ Милана (так называемая Павийская Чертоза). Сложный по пластической проработке, поистине кружевной мраморный фасад Павийской Чертозы является жемчужиной раннего ломбардского Ренессанса.
Архитектура Болоньи. Одним из центров архитектуры на севере Италии была Болонья. Крупный инженер и архитектор Фиораванте Фиораванти (ок. 1360—1447) построил в Болонье переходный по характеру палаццо Коммунале. (Другой представитель той же семьи — Ридольфо Фиораванте, называемый Аристотелем, в конце 15 века работал в Москве, где построил Успенский собор в Кремле.) Во второй половине 15 века в Болонье было сооружено характерное для архитектуры Северной Италии палаццо Бевильаква, фасад которого обработан граненым (фацетированным) рустом. Мотив этот широко применялся в североитальянском зодчестве. (Подобным же способом обработаны фасады Грановитой палаты в Москве, построенной итальяскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо.)
Архитектура Венеции. Венецианское зодчество, так же как и североитальянское, отличалось своей живописностью и декоративностью. Ренессанс проник в архитектуру Венеции через орнамент и декоративную обработку, почти не затронув планов и объемного решения зданий.
Центральное положение в архитектуре раннего венецианского Ренессанса занимает семья Ломбарде (из Кароны на Луганском озере). Родоначальником ее явился Пьетро Ломбарде (1437—1515), работавший с сыновьями. В 1480 году Пьетро Ломбарде вместе с сыновьями приступил к перестройке церкви Сайта Мария деи Мираколи, фасад которой, завершающийся характерным для Венеции полукруглым фронтоном, выполнен из белого, темно-серого и красного мрамора. Внутри церковь также была обработана полихромным мрамором. Вторым крупнейшим произведением Пьетро Ломбарде и его сыновей была скуола ди Сан Марко, фасад которой инкрустирован мрамором. Пьетро Ломбарде с сыновьями построил также известный палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509) — типичный венецианский дворец Раннего Ренессанса.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Северной Италии в 15 в.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Северной Италии в 15 в. Изобразительное искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>