Искусство Древнего Египта. Искусство времени Эхпатона и его преемников.

Концентрация в руках знати и связанного с ней жречества огромных богатств, особенно к концу правления XVIII династии, необычайно усилила их и противопоставила царской власти. С целью ослабить все возрастающую власть знати и жречества, особенно жрецов главного святилища Египта — храма Амона-Ра в Фивах, фараон Аменхотеп IV в начале 14 в. до н. э. провел большую реформу: Аменхотеп IV возглавил движение мелких рабовладельцев и новой служилой знати, направленное против потомственной знати, с тем чтобы оттеснить ее от власти и источников богатства; он уничтожил культы многочисленных богов и заменил их поклонением одному божеству — солнечному диску Атону. В связи с этим свое имя он изменил на Эхнатон («Дух Атона»), столицу перенес из Фив в специально построенный город в Среднем Египте — Ахетатон, приблизил к себе новых людей, в числе которых были и выходцы из слоев рядового свободного населения (немху). На месте Ахетатона теперь находится селение Амарна и поэтому, по названию места, где раскапывают столицу Аменхотепа IV, время его правления часто называют «амарнским».
Порывая с Фивами, царь стремился порвать и с фиванской художественной традицией. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Были привлечены, вероятно, мастера местных школ и мастерских. Все эти изменения обусловили большое своеобразие искусства времени Эхнатона.
Архитектура Амарны. Архитектура амарнского периода дала меньше нового, чем другие виды искусства. Храмы строились, как и прежде, с входными пилонами и были окружены стенами, но уже без многоколонных зал, т. к. культовые церемонии совершались теперь на открытом дворе. Строились они наскоро, главным образом из кирпича, и не отличались ни монументальностью, ни высокими художественными качествами. Чередование пилонов и огромных открытых дворов с рядами жертвенников вносило в архитектуру скучное однообразие. Раскопки дали возможность реконструировать дворцы Ахетатона, построенные также из кирпича, с каменными колоннами и косяками дверей, с парадными залами и интимными комнатами, с садами и водоемами, росписями (растения и сцены дворцового быта) и фаянсовыми изразцами на стенах.
Искусство Амарны. Изменилась не только форма, но и содержание искусства: появились изображения царя в повседневной жизни, в кругу семьи, в саду, во дворце и т. п. Почти все композиции росписей и рельефов Амарны были созданы заново. В изображениях же царя, царицы и их близких появилось стремление передавать сугубо личные, индивидуальные портретные черты, т. е. то, от чего искусство предыдущих периодов намеренно отказывалось. В начале поиски новых форм приводили художников даже к подчеркнутой экспрессии в портретных изображениях. Амарнское искусство пережило период яркого, хотя и краткого расцвета.
Период Амарны занимает особое место в истории искусства Египта.
Скульптура Амарны. Здесь было открыто несколько мастерских скульпторов (например, Тутмеса), и находки в них показали, что скульпторы создавали портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей.
Найденные в мастерской Тутмеса незаконченные портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити позволили установить, что скульптор исходил от непосредственных этюдов с натуры, постепенно отбрасывая, удаляя второстепенные детали, выявляя самое характерное, типическое. Однако и законченные портреты, например знаменитый портрет Нефертити в царской короне (Бонн) и портретные головки царевен (Берлинский музей) полны дыхания жизни, неповторимой прелести.
Так же реалистично, как лица, передаются и тела статуй (например, статуя Эхнатона и женский торс).
Для достижения впечатления наибольшей жизненности начали даже делать статуи из разных материалов: закрытые одеждой части — из известняка, а лица и руки — из кристаллического песчанника. Кроме того, статуи продолжали раскрашивать, а глаза инкрустировать.
Рельефы и росписи Амарны. Рельефы и росписи Амарны характеризуются теми же чертами, что и скульптура: жизненностью, естественностью.
На фрагменте росписи, хранящемся в Оксфордском музее, две маленькие царевны, сидя у ног родителей на мягких подушках, обнимают друг друга. Мы видим царя и царицу у смертного ложа старшей дочери, царь утешает рыдающую царицу — ни в один из предшествовавших периодов истории египетского искусства невозможно было бы такое выражение интимных, личных переживаний человека.
Художник времени Амарны своей основной задачей считает «правдивость» изображения как в росписи, так и в скульптуре. Он далек от идеализации своих моделей ; все особенности, присущие только Эхнатону и его дочерям, придворные мастера превращают даже в особый стиль, ставший обязательным и для других портретных изображений этого времени ; происходит как бы обратное движение, противоречащее само себе — «правда» изображения превращается в манеру, в стиль, в условность. Искусство Амарны не порывает ни в рельефе, ни в росписи с условностью изображения объемного тела на плоскости, оно не нарушает строгого закона абсолютной симметрии и «фронтальности» в пластике.
Художественное ремесло Амарны. Необычайно развилось за этот краткий промежуток времени художественное ремесло. Разнообразнейшие образцы изделий художественного ремесла поздней Амарны дали раскопки гробницы фараона Тутанхамона, преемника Эхнатона. Кровати и кресла, сундуки и ларцы, жезлы и опахала, сандалии, ожерелья, перстни и другие предметы — все свидетельствует о тонком чувстве материала, глубоком умении применить его в соответствии со служебным назначением вещи, подчинить этому назначению декорацию.
Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье.
Новой чертой является и более богатая цветовая гамма. Это сказывается особенно в художественном ремесле, где наряду с обычными бирюзово-голубыми оттенками появляются Олые, желтые, хризолитово-зеленые, фиолетовые.
Вскоре после смерти Эхнаюна, при его преемнике Тутанхамоне, старая знать и жречество, воспользовавшись недовольством в стране (реформа Эхнатона очень мало дала рядовым свободным) и пойдя на соглашение с новой знатью, восстановили старые порядки.
Под давлением влиятельного фиванского жречества Тутанхамон покинул Ахетатон, резиденцию фараона-«реформатора», и вернулся в Фивы.
Однако искусство Амарны внесло так много нового, вызвало такой значительный разрыв с прошлым, что полный возврат к старому был уже невозможен. Искусство следующей, XIX, династии испытало сильное воздействие амарнского искусства, заимствуя у него утонченность и некоторую манерность.

<<< Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи XVIII династии.

Искусство Древнего Египта. Искусство второй половины Нового царства. >>>

Иллюстрации к разделу >>>