Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века. Архитектура.

В развитии французской архитектуры 16 века можно выделить два основных этапа. Первый из них, часто называемый периодом раннего французского Возрождения, охватывает время с начала столетия до начала 1540-х годов, второй — середину и вторую половину века.
Архитектура Раннего Возрождения формировалась во Франции под значительным воздействием приемов итальянской архитектуры и даже частично при непосредственном участии ее мастеров. Во Франции жили в 16 веке такие крупнейшие художники и зодчие Италии, как Леонардо да Винчи, Челлини, Виньола, Серлио, наряду с которыми было очень много и менее крупных, но также активно содействовавших ознакомлению с искусством Италии. Французские строители внимательно присматривались к постройкам итальянского Возрождения, изучая их по гравюрам, рисункам и отдельным небольшим произведениям, выполненным по французским заказам в Италии (гробницы, декоративные сооружения и т. д.), а также перенимая новые приемы строительства путем непосредственного общения с итальянскими мастерами.
Вначале возникали сооружения, общий замысел и композиция которых — объемная, плановая, так же, как и конструктивные приемы, были еще целиком связаны с традициями готического зодчества, но в их декоративных элементах уже явно сказывалось воздействие итальянских приемов (замок Гайон, алтарная часть церкви Петра в Кане, интерьер церкви Евстафия в Париже). Далее появляются уже постройки, в которых можно видеть более органическое сочетание тех и других элементов. Одним из характерных ранних памятников этого направления может служить так называемый «корпус Франциска I» в замке в Блуа (1515—1525), особенно показателен его известный дворовый фасад с замечательной открытой винтовой каменной башней — лестницей.
Наиболее крупным и значительным сооружением этого времени является замок Шамбор (1519—1540). Хотя это здание по-прежнему именовалось замком (chateau), но представляет собой в отличие от феодальных замков-крепостей уже совершенно новый тип загородного дворца, предназначенного для временного пребывания во время охоты и увеселений.
В Шамборе применены еще многие характерные элементы замка-крепости — внутренний замкнутый двор, рвы с подъемными мостами, башни. Вместе с тем они сочетаются с некоторыми новыми чертами — так, в отличие от прежних построек этого типа здание симметрично по общей композиции.
Очень живописен общий силуэт здания с его высокими башнями, кровлями, трубами и чердачными окнами в несколько ярусов. В отделке внешнего и внутреннего облика здания широко использованы элементы классических ордеров, воспринимаемых, однако, не как основная конструктивная система, а лишь как декоративные формы.
Под значительным воздействием загородных дворцовых сооружений формируется в эти годы и облик городского жилого дома, характерные образцы которого сохранились во многих городах Франции (Орлеан, Анжер, Руан и др.). При сохранении в основном общей структуры готического жилого дома, в отделку зданий вносились элементы архитектуры Возрождения. Наряду с камнем в городском жилом строительстве в эти годы применялся и фахверк.


Замок Шамбор. План

В 1540-х годах в развитии французской архитектуры происходят значительные изменения. В эти годы начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие 16 века: Пьер Леско (ок. 1510—1578), работавший постоянно совместно с выдающимся скульптором-декоратором Жаном Гужоном и Филибером Делормом (ок. 1512—1570). Они так же, как и многие другие зодчие этого времени, побывали в Италии, на месте изучая памятники античного зодчества и архитектуры Италии времени Возрождения. В это время закладываются основы развития французской теоретической архитектурной мысли. В 1547 году вышел первый французский перевод Витрувия. Иллюстрации к нему были сделаны Ж. Гужоном, написавшим и краткий вводный текст. Ф. Делорм также выступил как теоретик. Его наиболее значительной работой в этом отношении была публикация в 1567 году «Архитектуры Филибера Делорма», впоследствии неоднократно переиздававшейся.
Из работ, выполненных совместно Леско и Гужоном, наиболее значительной является строительство дворца Лувр в центре Парижа на берегу Сены. Им был о положено начало создания на месте снесенного перед началом работ старого готического замка-крепости Лувра — нового дворца. Корпус, выполненный Леско-Гужоном, вошел в существующее поныне, расширенное впоследствии многочисленными перестройками громадное здание Лувра, теперь одного из крупнейших в мире художественных музеев. Здание было задумано с квадратным в плане внутренним двором, вокруг которого располагались корпуса с размещенными в них в основном в один ряд помещениями. Наиболее парадными были задуманы дворовые фасады. Сохранившаяся их часть позволяет в полной мере представить себе общий замысел авторов. Трехэтажное здание расчленено в первых этажах ордерами, верхний этаж трактован аттиковым. В отличие от построек начала 16 века строгие классические, отлично прорисованные ордера определяют в Лувре композиционную структуру фасадов. Наряду с этим для фасадов Лувра характерно очень широкое применение декоративной скульптуры с многочисленными аллегорическими изображениями. Они выполнены в низком рельефе, органически объединены с архитектурными членениями, фигуры даны в смелых перспективных ракурсах, наглядно свидетельствующих о превосходном знании человеческой фигуры.
Среди многочисленных построек Ф. Делорма следует особо отметить гробницу Франциска I в церкви аббатства Сен Дени под Парижем, где мотив античной триумфальной арки смело сочетается с традиционной формой французского надгробия (кон. 1540-х гг.) и загородный дворец в Анэ (1552—1560), сохранившийся в натуре лишь частично. Большие фрагменты фасадов последнего были в начале 19 века перенесены в Париж во дворы Школы изящных искусств. Дворец Анэ представляет собой следующий после Шамбора этап в развитии темы загородного дворца. Внешне он уже почти ничем не напоминает замка-крепости. Лишь окружавшие дворец Анэ рвы связывали его с традиционными элементами замков-крепостей. Большие, пышные и сложные по формам ворота вели на парадный двор, с трех сторон ограниченный жилыми корпусами. Центральный портал (перенесенный в Париж) был решен в трех ордерах, размещенных в их классическом соподчинении (нижний — дорический, над ним ионический и верхний — коринфский). В капелле дворца Делорм применил необычную для Франции того времени систему центрического зала с купольным перекрытием. Для Парижа Делормом был разработан проект большого дворца Тюильри, начатого строительством невдалеке от Лувра (1560-е гг.). Он был задуман обширным, прямоугольным в плане зданием с внутренними замкнутыми дворами. Композиция дворца Тюильри состояла из отдельных павильонов, объединяемых переходными корпусами. В натуре была осуществлена лишь незначительная часть всего проекта. Неоднократно перестраивавшееся здание было снесено в 19 веке, и название его сохранилось ныне лишь в обширном парке на берегу Сены, около Лувра.



Филибер Делорм. Загородный дворец в Анэ

Приемы Леско-Гужона так же, как и Делорма, наряду с творчеством других работавших одновременно с ними мастеров наглядно свидетельствуют о полном преодолении во французской архитектуре готических приемов, об органическом, глубоком и вместе с тем вполне своеобразном освоении приемов архитектуры Возрождения. Вследствие этого строительство второй половины 16 века именуется иногда Высоким Возрождением во Франции, хотя оно и отличается во многом чрезвычайно значительно от того, что носит название Высокого Возрождения в Италии.


<<< Искусство Возрождения. Искусство Франции. Французское искусство 16 века.

Искусство Возрождения. Искусство Франции. Скульптура и живопись первой четверти 16 в. >>>

Иллюстрации к разделу >>>