Искусство Передней Азии. Культура Шумера 27—25 вв. до н. э.

В начале 3 тысячелетия до н. э. рост рабовладения, а в связи с этим углубление социального неравенства привели к дальнейшему укреплению первых рабовладельческих городов-государств, которые включали окрестные поселения и в которых еще очень живы были пережитки первобытнообщинных отношений. Между этими маленькими государствами шли постоянные войны из-за земель, пригодных для земледелия, пастбищ, оросительных каналов, скота и рабов.
В середине тысячелетия главенствующая власть перешла к аккадцам, а к концу этой исторической эпохи опять возвышаются города Шумера. Историю культуры 3 тысячелетия до н. э. можно разделить на несколько этапов.
В период раннего Шумера выделяются такие значительные культурные центры, как Урук, аль-Убайд, Лагаш, Эшнунна, Ур. Искусство каждого из них имеет свои черты. Ведущий вид искусства — архитектура; в скульптуре по-прежнему преобладают малые формы (т. к. на месте мало камня) и посвятительные рельефы.
В южных районах Двуречья совершенно отсутствует живопись, что может быть объяснено влажностью климата, не дававшего возможность фреске (единственная известная тогда жиьописная техника) сохраняться даже непродолжительное время. Но развилась техника инкрустации как замена живописи (инкрустация по камню и дереву, из камня, раковин и т. п.) и как украшение архитектурных сооружений.
Архитектура Шумера 27—25 вв. до н. э. Главным строительным материалом по-прежнему служил кирпич-сырец и реже — обожженный кирпич. В городах сохранились остатки оборонительных стен с башнями и укрепленными воротами, а также руины храмов и дворцов, которые занимали значительное место в ансамбле города.
Главные черты архитектуры этого времени сложились еще в 4 тысячелетии до н. э. Как и раньше, здание возводилось на искусственной платформе, стены обрабатывали лопатками и нишами, перекрытия были в основном плоские (хотя встречались и сводчатые), помещения располагались вокруг двора, стены жилых домов, выходящие на улицы, делали глухими. Источником света являлись двери, т. к. узкие щели-окна были расположены под самым потолком.
Наиболее яркие памятники этого времени дали раскопки в аль-Убайде и городе Уре времени правления в нем первой династии. Кроме того, близкие по стилю памятники были найдены в городе Кише, в поселениях самой восточной части Двуречья — Эшнунне, Хафадже и Телль-Аграбе, а также в городе Мари на северном Евфрате.
Храм в аль-Убайде. Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 г. до н. э.). Он находился на искусственной платформе (площадь 32×25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница. Над входом в храм был навес на столбах. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия — цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков (выс. 55 см). Еще выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоских, инкрустированных по черному шиферному фону белым перламутром. На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же черному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращенные ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, чем создавалось единое, гармоничное цветовое решение.
По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), выполненные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.
Над входной дверью был помещен прекрасный медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда, схватившего когтями двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяемая с небольшими изменениями на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены — Париж, Лувр; печатях, посвятительных рельефах, например, палетке Дуду из Лагаша — Париж, Лувр), была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу.
Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни — цветными камнями, перламутром и раковинами, другие — металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.
Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.
Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.
Зиккурат. В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки — зиккурат, который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте, очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башгя, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храмик, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.
Скульптура Шумера 27—25 вв. до н. э. Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Заданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определенного места в храме или гробнице, изображали человека в позе молящегося.
Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условны по пропорциям (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленен). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (выс. 39 см ; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящая из Лагаша (выс. 26,5 см ; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства; это типы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.
В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны и Мари, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр ; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.
При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определенные правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.
Рельеф 27—25 вв. до н. э. В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел ; наиболее важными из них, середины 3 тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и стела правителя Лага-ша-Эаннатума, так называемая «Стела Коршунов» (Париж, Лувр).
Палетка Ур-Нанше очень примитивна по художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем — пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.
«Стела Коршунов». В повествовательной форме решена также «Стела Коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (25 в. до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем. Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего ее стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу, верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побежденных врагов и палицу. На другой стороне, в четырех регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или культовые, или военные.
Художественное ремесло Шумера 27—25 вв. до н. э. «Царские гробницы» Ура I династии. В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука — Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь, но и золото, и серебро, сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, изготовляли изделия с филигранью и зернью. Замечательные произведения, свидетельствующие о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» — захоронений правителей города 27—26 вв. до н. э. (I династия города Ура).
Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребенными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.
Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) — две доски, укрепленные на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами — фигуры и лазуритом — фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определенный шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).
Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).
Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия, Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

<<< Искусство Передней Азии. Культура Шумера 4—3 тыс. до н. э.

Искусство Передней Азии. Искусство Аккада 24—23 вв. до в. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>