Искусство Европейских Стран и Америки 19 Века. Введение.

19 век был периодом высшего развития «свободного» капитализма и в то же время началом его упадка, началом перерастания старого «свободного» капитализма в империализм. Победа капиталистического способа производства в передовых странах Европы и Америки отмечена быстрым ростом производительных сил. «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые» . Формируется и утверждает свое господство в промышленном производстве крупная фабрично-заводская индустрия, совершенствуются средства связи, расширяется мировой рынок, ускоряется торговый оборот. Колонии и экономически отсталые страны используются как сырьевой придаток промышленно развитых государств. Буржуазные революции закрепили победу капиталистических отношений. Определяя основное содержание мировой истории с 1789 по 1871 год, В.И. Ленин подчеркнул, что это была «эпоха буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности...» . Главной движущей силой буржуазных революций были трудящиеся массы города и деревни, но возглавляла революции буржуазия, стремившаяся захватить власть и превратить государство, право, идеологию в орудие защиты буржуазной собственности. В этот период буржуазия еще была прогрессивным классом (особенно в конце 18 — начале 19 века) и развивалась по «восходящей линии» (В. И. Ленин). В ряде стран к середине 19 века были созданы буржуазно-парламентские учреждения, означавшие большой шаг вперед по сравнению с политическим строем абсолютизма.
Одним из выдающихся явлений мировой истории в период победы и утверждения капитализма был высокий подъем культуры. Формирование буржуазных наций обусловило развитие национальных культур. Больших успехов достигла мировая наука, особенно естествознание, химия, физико-математические науки. Широкое развитие получили общественные науки. Литература и искусство развивались под знаком борьбы трех основных художественных тенденций: классицизма, романтизма и реализма, — каждая из которых была представлена произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой культуры.
В этот же период наряду с прогрессивным направлением в развитии буржуазного общества обнаруживаются реакционные тенденции, обусловленные противоречиями капиталистического способа производства и назреванием нового классового конфликта.
Экономическим источником процветания капитализма являлись в первую очередь эксплуатация рабочих и разорение мелких производителей. Промышленный капитализм привел к широкому использованию детского и женского труда, хронической безработице, обнищанию пролетариата. Анархия производства, периодические кризисы усугубляли бедствия народных масс. Резко обострились противоречия между городом и деревней.
Рабочее движение началось еще в 18 веке, но массовый характер оно приобрело только в 30—40-х годах 19 века (Лионские восстания во Франции, чартистское движение в Англии, восстание силезских ткачей в Германии). Первые выступления пролетариата были обречены на поражения, поскольку рабочий класс еще не имел ни своей теории, ни тактики, ни стратегии. Классики утопического социализма — Сен-Симон, Фурье, Оуэн — и их последователи критиковали капитализм, но не понимали исторической роли пролетариата и отрицали революционные методы борьбы. Гениальные вожди пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс, критически переработав все лучшее, что было создано теоретической мыслью и революционной практикой, разработали учение научного коммунизма. Идеи марксизма стали могучей силой общественного прогресса, теоретическим оружием пролетариата, научным выражением его коренных интересов. С момента опубликования «Манифеста Коммунистической партии» и создания «Союза Коммунистов» начинается слияние рабочего движения с социализмом. Буржуазия к этому моменту теряет прогрессивные черты, что в значительной мере определило поражение революций 1848—1849 годов. Кратковременный период реакции с 1857 года сменился новой полосой буржуазно-национальных движений и подъемом рабочего движения, «на первый план в истории» начинает выступать «классовая борьба между пролетариатом и буржуазией» . В 1864 году был создан I Интернационал, а в 1871 году вспыхнула в Париже первая пролетарская революция. Парижская коммуна вошла в историю как первая, еще неудачная попытка установления диктатуры пролетариата. С этого момента начинается упадок «свободного» капитализма, еще резче выступает неравномерность развития отдельных стран. В конце 19 века центр международного рабочего движения переместился в Россию.
Развитие экономики и техники в рассматриваемый исторический период создает возможности гораздо более быстрых сообщений между различными странами. Культурные связи становятся более тесными и значительно облегчают обмен культурными и художественными достижениями. Таким образом, новые явления, возникающие в одной из стран, в относительно короткий срок становятся общим достоянием, обогащают культуру и искусство других стран, способствуют их развитию. Этот обмен становится тем более оживленным, чем более однородными становятся экономический уклад и социальный строй разных стран, чем более усиливается общность их культурных и художественных интересов. Однако ликвидация феодального строя и уклада, победа капиталистического порядка и его загнивание происходят в силу неравномерности развития не одновременно во всех странах. Этой неравномерностью в значительной мере определяется и развитие искусства в разных национальных художественных школах. Так, расцвет критического реализма происходит во Франции в 50-х годах 19 века, в России и в Германии — в 60—70-х годах, а в Болгарии, например, в последнее десятилетие того же века.
Развитие искусства определяется более всего изменением его идейно-художественного содержания, соответствующим изменению общественных интересов, культурных запросов и потребностей определенного класса или социального слоя, с которым связана художественная среда своими материальными интересами, своим общественным и философским мировоззрением. Когда буржуазия возглавляла прогресс европейского общества, классицизм, выражая идеи нового мировоззрения молодого класса, внес положительный вклад в развитие искусства. Неприятие реакционной действительности в первые десятилетия 19 века породило бунт прогрессивных романтиков. Нарастание демократического движения в период, когда буржуазная революционность окончилась, а пролетарская еще не создалась, стало общественной базой реализма 19 века, качественно отличающегося от реализма прошлых веков своей осознанной социально-критической тенденцией. С выступлением пролетариата и с приближением буржуазного общества к этапу монополистического капитализма возникает более четкое разграничение между искусством господствующего класса и искусстве некоторой мере выражающим интересы нового класса — пролетариата смену буржуазии. В конце века особенно ясно сказывается господствующих направлений буржуазного искусства, выражающаяся, в частности, в ретроспективизме и в отказе от участия художника средствами искусства в борьбе за прогрессивное преобразование мира. В произведениях некоторых художников-демократов (пока еще весьма немногих) возникают не только обостренные социально-критические тенденции, но и прямые связи с революционным пролетариатом, намечающиеся преимущественно в творчестве, связанном с реалистическими традициями.
Весь ход развития искусства в буржуазном обществе подтверждает правильность исторических закономерностей, раскрытых В. И. Лениным в его учении о двух культурах — демократической и реакционной, содержащихся в культуре каждой буржуазной нации.
Франция, возглавив в конце 18 века дело революционной перестройки европейского общества из феодального в буржуазное, заняла ведущее положение в изобразительном искусстве Западной Европы. Во французском искусстве ранее, чем в других странах, и с большей полнотой и ясностью формировались последовательно, одно за другим крупнейшие художественные течения, представленные выдающимися мастерами. Поэтому при рассмотрении истории западноевропейского искусства 19 столетия оказывается необходимым уделять особое внимание изучению изобразительного искусства Франции.
На протяжении одного столетия буржуазное общество внесло в сокровищницу мирового искусства все лучшее, на что оно было способно, и в значительной мере исчерпало свои творческие художественные возможности, пришло к потере прогрессивных и к воскрешению реакционных тенденций развития.
Искусство 19 века выдвинуло многих замечательных мастеров, отмечающих своими именами этот путь его развития, — Гойю и Констебля, Давида, Энгра и Жерико, Делакруа и Домье, Курбе, Мане и Родена, Сезанна и Ван-Гога.
Искусство 19 века составило существенную часть мирового художественного наследия. До наших дней произведения его лучших мастеров сохраняют не только свою эстетическую ценность, но и свое важное значение для решения многих творческих проблем современности.

<<< Искусство Германии и стран Центральной Европы во второй половине 18 Века.

Французская буржуазная революция 18 века и изобразительное искусство. >>>

История искусства >>>