Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Прогрессивная графика 30—40-х годов.

Пользуясь известными демократическими свободами, завоеванными в 1830 году, политическая графика в первой половине 30-х годов переживает период расцвета. На страницах сатирических журналов «Карикатюр» и «Шари-вари» ведется последовательная борьба с режимом буржуазной монархии. В сотнях остроумных карикатур художники вскрывают пороки современного им общества, создают сатирические образы буржуазных политиков, сочетающие в себе преувеличение с жизненной конкретностью. Рядом с ними появляются образы положительных героев — демократических республиканцев, рабочих, участников революционного движения 30-х годов. Злободневность, социальная тенденция и высокое мастерство обусловили большое значение политической карикатуры в становлении реалистического направления в искусстве. После запрещения политической графики эти тенденции продолжали развиваться в социально-бытовой карикатуре и иллюстрации второй половины 30-х и 40-х годов.
Журнальные карикатуры, как правило, исполнялись литографским способом. В этой технике работали такие известные художники, как Шарле, Монье, Гранвиль, Травьес, Гаварни, а также крупнейший мастер французской графики Домье, в руках которого литография раскрыла свои богатейшие художественные возможности. В отличие от карикатур в иллюстрации, где подвизались те же мастера, а также выступивший позднее Доре, применялась техника ксилографии. Французские художники подняли торцовую гравюру на дереве на высокий уровень. Наиболее характерным типом иллюстраций этого времени были иллюстрации к нравоописательным очеркам, где речь шла о современной жизни, представителях разных профессий и социальных групп. В графике, таким образом, прочно утверждается современная тема; художники определяют нравы и характеры людей, изучая условия их жизни, общественную среду. Их произведения учат не только критическому подходу к явлениям действительности, но и определенным способам изображения ее, реалистическому мастерству. Недаром В. Г. Белинский подчеркивал, что французские иллюстрированные издания верно отражают современную жизнь5 а А. И. Герцен называл лучшие карикатуры «Шаривари» гениально верными.

<<< Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Общая характеристика французского реализма.

Французское Искусство Середины и Второй Половины 19 Века. Реалистическая живопись. >>>

История искусства >>>