Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Живопись.

В разнообразных по решению портретах Мане с присущей ему живостью запечател образы своих современников. К числу его лучших портретных работ относятся выполненный в духе Хальса портрет гравера Бело, известный под названием «Кружка пива» (1873, Филадельфия, частное собрание), портрет гравера Дебутена (1875, Берлин, частное собрание), воссоздающий характерный образ представителя парижской богемы, тонкие по характеристике, исполненные большого настроения портреты художницы Берты Моризо (1872, Париж, частное собрание) или поэта Малларме (Лувр). Эти портреты, как и лучшие жанровые картины Мане, основаны на тщательном изучении натуры и отличаются цельностью и обобщенностью трактовки и большой выразительностью. Многие портреты Мане перерастают в композиционно-построенные портреты — картины, изображающие модель в конкретной обстановке, например портрет Золя (1868, Лувр) или портрет Гийоме с женой в оранжерее (1878, Берлин, Национальная галерея).
Натюрморты Мане принадлежат к высоким достижениям французского искусства в этом жанре. Художник умеет передать живописную прелесть и красочное богатство самых простых мотивов. В букетах цветов, пучке спаржи, скромно сервированном завтраке он раскрывает поразительное разнообразие оттенков цвета, свежих и гармоничных. В то же время натюрморты Мане отличают композиционная построенность, прекрасное чувство формы и фактуры предметов, переданных в живой связи со световоздушной средой.
Присущее художнику острое чувство современности, а также его высокие живописные достижения, богатство и широта техники, свежесть колорита и тонкая красочность его работ определили влияние Мане на многих французских художников конца 19 века. Уже в конце 1860-х годов около него группируется ряд молодых живописцев — Клод Моне, Огюст Ренуар, Берта Моризо, Альфред Сислей и другие, стремящиеся следовать Мане и в сюжетах и в живописных приемах. По месту собраний этих художников — кафе Гербуа на Гранрю де Батиньоль в Париже — они получили название Батиньольской школы. Вскоре эта группа оформилась в течение импрессионистов (см. ниже). Около 1870 года и в некоторых работах Мане появляются тенденции, сближающие его искусство с импрессионизмом: он обращается к плейеру, его палитра светлеет, особое внимание он уделяет передаче света и воздуха. Это особенно сказывается в таких работах начала 1870-х годов, как «В лодке» (1874, Нью-Йорк, Метрополитен-Музей), «Аржантей» (1874, Турин, Музей), в ряде пейзажных работ. Однако обращение Мане к импрессионистическому методу не было ни последовательным, ни окончательным. На протяжении 1870-х и в начале 1880-х годов художник нередко возвращается к прежней манере (в частности, почти во всех портретах и многих жанровых картинах). Его живописная манера становится с годами все более свободной, но он, сохраняет внимательное отношение к рисунку. Своеобразные, лаконичные и обобщенные приемы трактовки формы придают его работам почти классическую ясность и простоту. Мане сумел преодолеть свойственную многим его предшественникам изолированность предметов от среды, добившись их органического слияния и убедительной передачи света и воздуха. При этом художник никогда не терял чувства меры. В картинах Мане свето-воздушная среда не поглощает предметы и не лишает их материальности, как это можно видеть в работах некоторых его последователей (например, в поздних произведениях К. Моне). Приемы дивизиоиизма (живопись раздельными мазками), которых придерживались многие импрессионисты, остаются Мане чуждыми. Его живописная техника сохраняет богатство и разнообразие; его мазок уверенно, выразительно и мягко моделирует форму.
Мане бесспорно принадлежит к числу самых значительных и привлекательных французских художников своего времени. Но, оценивая его творчество в целом, нельзя не отметить присущие ему черты созерцательного отношения к действительности, конфликты и противоречия которой остаются вне сферы его интересов. Сохраняя верность реалистическим принципам, Мане, как правило, отказывается от решения больших социальных проблем. В тех редких случаях, когда он обращается к изображению политических событий современной действительности (например, ряд вариантов «Расстрела коммунаров», акварель и литографии, 1871, или «Расстрел императора Максимилиана», 1868, Манхейм, Музей), Мане не создает значительных произведений и не достигает в них ни подлинного драматизма, ни большого социального звучания.

<<< Архитектура Европейских Стран и Америки Конца 19 — Начала 20 Века. Общая характеристика. Поздний модерн.

Французское искусство конца 19 - начала 20 века. Импрессионизм. >>>

История искусства >>>