Германия. Школа Баухауза.

В Германии центром архитектурной деятельности становится так называемый «Баухауз» («Дом строительства») в г. Дессау, основанный еще в 1919 году. Это была высшая архитектурная и художественно-промышленная школа. Главными представителями направления, которого придерживался Баухауз, были его первый директор архитектор Вальтер Гроппиус, архитекторы Людвиг Гильберсеймер, Ганнес Майер, Миз-ван-дер-Роэ. Все они стояли на позициях «последовательного функционализма», считая, что «то хорошо выглядит, что хорошо функционирует». Деятели Баухауза стремились создавать внеклассовую, вненациональную массовую демократическую архитектуру, которая якобы будет способствовать уничтожению социальных противоречий капиталистического общества.
Несмотря на практическую направленность деятельности Баухауза по разработке проектов рационально организованных, экономичных жилых зданий массового типа с квартирами минимальных габаритов, в теоретических установках этой архитектурной организации содержались явно формалистические положения, развивавшиеся «левыми» художниками-беспредметниками — «баухаузов-цами» Моголи-Наги, Кандинским и другими. Ведущий теоретик Баухауза — Моголи-Наги считал, что главным и самым ценным в архитектурном творчестве является «оформление пространства» и выявление его «динамических» свойств. Понятие «архитектурного пространства» рассматривалось здесь как особая вневременная и вненациональная категория. Все это свидетельствует о противоречивости принципиальных установок Баухауза.
Попытка объединения в деятельности Баухауза архитекторов-«функционалистов» с представителями «левого» беспредметнического искусства не смогла привести к возникновению «нового» синтетического искусства.
Вальтер Гроппиус. Крупным архитектором был Вальтер Гроппиус (р. 1883). По его проекту было сооружено здание Баухауза в городе Дессау (1925—1926) — асимметричное, но хорошо уравновешенное в основных своих массах. Функциональная сторона сооружения решена безукоризненно, распределение и планировка помещений отличаются четкостью и логичностью. Архитектура экстерьера и интерьера построена на геометризации объемов, четких плоскостях и на контрастном сочетании гладких поверхностей стен с большими плоскостями зеркального стекла.
Гроппиус, так же как и большинство других архитекторов Германии, работал над архитектурой жилых поселков с «домами небольших квартир». Им был построен поселок Даммершток близ Карлсруэ (1929). Та же тема преобладала и в творчестве других немецких архитекторов. Крупный архитектор Бруно Таут строит поселок Берлин-Целендорф, Эрнст Май создает поселки стандартных жилых домов около Франкфурта-на-Майне. Архитектор Миз-ван-дер-Роэ, разрабатывая, как и прочие, проектные варианты «минимального жилища», предлагает создавать жилые ячейки с подвижными стенами.
Эрих Мендельсон. Особое и очень видное место в архитектуре Германии занимал Эрих Мендельсон (1887—1953), которого один из основоположников модерна Ван-де-Вельде (см. выше) считал своим основным последователем. И действительно, в творчестве Мендельсона, в частности в его самом известном произведении — астрономической обсерватории, так называемой «башне Эйнштейна» в Потсдаме (1920—1921), задуманной в железобетоне, но построенной частично в кирпиче, — черты модерна с характерной для этого стиля любовью к обтекаемым, «динамичным» формам проявляются очень сильно. В последующие годы Мендельсон много занимался промышленной архитектурой. По его проекту, в частности, были сооружены корпуса трикотажной фабрики «Красное знамя» в Санкт-Петербурге (1925), очень выразительные в своем объемном решении.

<<< Архитектура до второй мировой войны.

Архитектура стран Северной Епропы. >>>

История искусства >>>