Архитектура США (Соединенных Штатов Америки).

Между первой и второй мировыми войнами продолжал работать американский архитектор Франк Ллойд Райт. В этот период творческие установки Райта не пре терпели существенных изменений. Он по-прежнему развивал свой «стил) прерий» — стиль внегородской особняковой архитектуры — ив вопросах плани ровки занимал позиции, диаметрально противоположные «урбанизму» Корбюзье пытавшегося вывести большой современный город на правильный путь развития, Райт, как и ранее, исповедовал отказ от многоэтажных зданий и уплотненной городской застройки и, так же как прежде, отрицая украшательские моменты в архитектуре, допускал порой излишнее количество декоративных деталей. Особенно это чувствуется в построенном им еще в 1916 году огромном отеле «Империал» в Токио. Нарочито усложненная композиция здания, включающего многочисленные террасы, галереи, лоджии, «обогащена» обильно примененным стилизованным орнаментом. В 1920—1930-х годах Райт приобретает особенно широкую известность, за ним закрепляется слава крупнейшего архитектора Соединенных Штатов. Необходимость в условиях капиталистической Америки поддерживать свою популярность и обеспечивать себя заказами приводила нередко в проектах Райта к внешней эффектности (Дом-водопад в Пенсильвании, 1937).
Призывы Райта к отказу от строительства небоскребов не дали результата. В крупных центрах — Нью-Йорке, Чикаго — число их все более увеличивалось. В 1921 году был проведен международный конкурс на строительство здания газеты «Чикаго трибюн», стимулировавший развитие архитектуры высотных зданий.
В начале 1930-х годов в Нью-Йорке возникает огромнейшее конторское здание — небоскреб «Эмпайр Стейт билдинг», построенный за полтора года. Сооружение это, имеющее высоту 449 метров и включающее 102 этажа, до настоящего времени является самым высоким зданием в мире. Его облик лишен каких бы то ни было украшающих элементов. Здание состоит в основной своей части из одного вертикально поставленного призматического объема, разработанного колоссальным количеством совершенно одинаковых окон. Позднее этот небоскреб был надстроен вышкой телевизионного центра.
Несмотря на то, что даже в 1930-х годах строились отдельные небоскребы, в облике которых проглядывали ретроспективные черты (новый госпиталь в Нью-Йорке с готическими мотивами на фасаде), в целом архитектура американских высотных зданий развивалась в плане предельной простоты и конструктивности. В ультралаконичных, нарочито геометризованных формах был сооружен в Нью-Йорке в 1928—1935 годах так называемый Рокфеллеровский центр. Это один из самых крупных небоскребов города — его центральный объем имеет 72 этажа (384 м). При создании Рокфеллеровского центра была сделана попытка создать из его корпусов нечто вроде небольшого архитектурного комплекса. Но «ансамбля» не получилось — он оказался стиснутым, задавленным окружающими сооружениями. Несмотря на то, что отдельные небоскребы интересны по архитектуре, в целом застройка центральных кварталов больших американских городов производит впечатление случайности.
Разномасштабность застройки, отсутствие какого бы то ни было соответствия в облике и размерах рядом стоящих зданий продолжали оставаться основными особенностями капиталистического градостроительства. Создание отдельных кварталов домов «дешевых квартир», пригородных поселков и отдельных озелененных городов-спутников не могло радикально изменить общего характера строительства рассматриваемого времени.

<<< Архитектура Франции.

Архитектура после второй мировой войны. >>>

История искусства >>>