Архитектура европейских стран.

Стремление к выявлению в современной архитектуре национальных начал проступает не только во внешней характеристике зданий, но и в попытках использовать планировочные принципы строительства прошлого. Наиболее интересный опыт был проделан в этом отношении архитектором О. Перре (см. выше), возглавившим работы по восстановлению после войны крупного французского порта Гавра. Здесь Перре был создан интереснейший ансамбль, состоящий из многочисленных кварталов, объединенных единой магистралью. Все здания были построены из сборных железобетонных конструкций. Столь широкое использование сборного железобетона значительно облегчило и удешевило восстановительные работы.
Технический прогресс, имевший место в 1930-х годах, продолжал успешно развиваться и в послевоенный период. Многое в разработке новых типов железобетонных конструкций сделал, в частности, итальянский инженер-архитектор П. Нерви (р. 1891). Им были созданы на основе принципа — прочность конструкции определяется прежде всего ее формой — многообразные системы железобетонных перекрытий минимального сечения (складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м). Именно по такой системе Нерви был построен к Всемирным Олимпийским играм 1960 года Малый дворец спорта в Риме; его купол, предельно легкий и экономичный, в то же время чрезвычайно красив и по своему характеру прекрасно соответствует спортивному назначению сооружения.
Большой интерес в архитектурном и техническом отношениях представляет Дом ЮНЕСКО в Париже, построенный в 1955—1957 годах по проекту группы архитекторов разных стран — М. Брайера (США), П.-Л. Нерви (Италия) и Б. Зер-фусса (Франция). Проект был одобрен советом, в состав которого входили крупнейшие архитекторы — Л. Коста, В. Гроппиус, Ле Корбюзье и другие. В выполнении заказов на отделочные работы приняли участие лучшие строительные фирмы различных государств. Таким образом, Дом ЮНЕСКО явился поистине «международным детищем», и его архитектура отражает высшие достижения современной западной архитектуры.
Здание представляет собой в плане три радиально направленных корпуса, сходящихся в одной точке. Места присоединения корпусов друг к другу закруглены, таким образом с каждой из трех сторон здание воспринимается в виде плавной изгибающейся поверхности, почти сплошь покрытой стеклом и члененной на этажи слегка выступающими галереями. В корпусах размещаются помещения Секретариата. К одному из корпусов присоединен объем зала пленарных заседаний. К зданию примыкают свободные участки, небольшой «японский сад» и стоянки автомашин.
Все здание осуществлено из железобетона, алюминия, пластмасс, стекла. Строители сделали все возможное для того, чтобы подчеркнуть структуру и возможности самих строительных материалов, и, прежде всего, железобетона. Специальная обработка поверхности железобетона позволила выявить его фактуру. Последняя и используется в качестве едва ли не главного средства архитектурного убранства помещений.
При строительстве Дома ЮНЕСКО широко были привлечены монументальная живопись и скульптура, керамика, фотомонтаж. По росписи здания работали П. Пикассо, К. Аппель, Р. Тамайо, над скульптурой — Г. Мур и другие художники. Произведения живописи и скульптуры, помещенные здесь, исполнены почти ' целиком в абстракционистских формах.
Современная архитектура капиталистических стран включает ряд различных течений. Она не была единой в 1920-х и 1930-х годах, не является таковой и сейчас. И все же, несмотря на наличие разного понимания многих вопросов, в творческом сознании архитекторов всех стран преобладало и преобладает стремление к предельной простоте, функциональной оправданности и экономичности композиций, к асимметричным и контрастным архитектурным решениям, к архитектурной выразительности, достигнутой средствами самой конструкции, к использованию новых прогрессивных строительных и облицовочных материалов. Однако специфические условия капитализма побуждают архитекторов во многих случаях становиться на путь оригинальничания и формализма — в угоду соображениям конкуренции и рекламы.
Архитектура Запада предпринимала многочисленные попытки путем строительства снять или смягчить социальные противоречия капитализма, но ни в одном случае они не дали и не могли дать результата. Даже самые большие строительные мероприятия, проводимые в буржуазных государствах, были ничтожны по сравнению с реальными потребностями миллионных масс населения. Капиталистические города являют резкий контраст между благоустроенным, парадным центром и трущобными районами.
Технический прогресс в области строительства привел к созданию в странах Запада большого числа интересных сооружений, но он не мог быть использован в широких масштабах. Самые прогрессивные сборные железобетонные конструкции не получили большого распространения в капиталистических странах. Подлинно неограниченные возможности в отношении применения новых совершенных современных конструкций существуют лишь в странах социализма, где архитектура приобрела поистине всенародный характер.

<<< Архитектура стран Латинской Америки.

Искусство Европейских Стран и Америки Первой Половины 20 Века. >>>

История искусства >>>