Искусство США. «Джон Рид клубы».

Наиболее передовую часть реалистического движения составило творчество художников, примкнувших к революционному пролетариату. Они объединялись вокруг периодической печати Коммунистической партии США и в «Джон Рид клубах», в которых собирались представители всех видов искусства и литературы. Крупнейшим мастером политической графики и руководителем этого движения был Роберт Майнор (1884—1952), опиравшийся в своем творчестве на традицию сатирического рисунка Домье. Такие его работы, как «Одна шестая часть мира», вошли в классическое наследие мирового революционного искусства. Вместе с ним работали многие выдающиеся художники, названные ранее некоторые члены «Восьмерки», Арт Юнг (1866—1943), Фред Эллис (р. 1885), некоторое время (1930—1935) работавший в Москве и сотрудничавший в советской печати, Джекоб Берк (р. 1907) и другие. Характерным представителем этой группы является Уильям Гроппер (р. 1897). Кроме сатирической графики Гроппер много занимается живописью. Он сохраняет в ней острую социальную направленность, как показывает, например, его картина «Сенат». Живопись Гроппера строится на четкой, смелой линии и обобщенных плоских пятнах цвета, обладает экспрессивностью несколько плакатного характера, соответствующей сатирической тенденции, свойственной этим произведениям.
В период 1933—1942 годов правительство Рузвельта проводило систему государственных художественных заказов, которая должна была служить средством ослабления недовольства, нараставшего в среде художников в связи с падением их материального положения, вызванного экономическим кризисом. Помощь, оказанная правительством, дала возможность выдвинуться некоторым молодым художникам, тесно связанным с широкими народными слоями. Среди них особенно значительными оказались талантливые мастера Антон Рефрежье (р. 1905) и негр Чарльз Уайт (р. 1918), творчество которых достигло своей полной силы после окончания второй мировой войны. В 1940 году Рефрежье выиграл конкурс на проект росписей почтамта в Сан-Франциско. Выполненные им в 1946—1948 годах фрески на темы из истории Калифорнии были уничтожены по решению Конгресса в 1953 году из-за их революционной направленности.
Скульптура. Реалистическая американская скульптура в начале века представлена рядом значительных мастеров, среди которых ведущее место принад-жит Джорджу Грэю Барнарду (1863—1938), автору величественной статуи Линкольна в Цинциннати, и Александру Кольдеру старшему (1870—1945) с его весьма серьезными, вдумчиво трактованными портретными бюстами.
В следующем поколении скульпторов наиболее крупным мастером реалистического портрета был Джо Дэвидсон (1883—1952). Его работы отличает серьезная психологическая и эмоциональная характеристика и свободная манера лепки, идущая от Родена (портрет Альберта Эйнштейна, 1934, Нью-Йорк, Уитни, Музей американского искусства). В области монументальной скульптуры наиболее известным мастером является Уильям Зорах (р. 1887). Его «Победа» (1945, Нью-Йорк, Галерея Даунтаун) представляет собой символическую фигуру большой выразительности. Он опирается на классическую античную традицию, но перерабатывает ее в духе школы Деспио, придавая образу современный реальный характер.
Регионализм. Особым американским явлением оказалось направление «регио-налистов» во главе с Томасом Бентоном (р. 1899) и Грантом Вудом (р. 1892). Регионалисты идеализировали и восхваляли жизнь провинциальных районов, удаленных от крупных индустриальных центров страны, рассматривая их как хранилище «истинно американских традиций». В творчестве их получили распространение поверхностные, натуралистические тенденции. Их искусство было проникнуто реакционными шовинистическими идеями, зачастую связано с расизмом.

<<< Искусство стран Американского континента. Искусство США (Соединенных Штатов Америки).

Мексиканское искусство. Искусство Мексики. >>>

История искусства >>>