Античное Искусство. Искусство Греции. Искусство 11—8 вв. до н. э.

Период греческой истории с 11 по 9 вв. до н. э. принято называть «гомеровским» потому, что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Начавшаяся недавно расшифровка микенских надписей расширила круг представлений не только о древнейшей истории Греции, но и гомеровской эпохе. В свете новых данных не вызывает сомнений преемственность гомеровской Греции от ахейских раннерабовладельческих обществ (Микены, Тиринф), несмотря на глубокие социальные и этнические перемены, вызванные дорийским переселением. В частности, преемственность обнаружена в именах богов, вошедших в дальнейшем в олимпийский пантеон, в географических названиях. Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому.
Основой греческого общества была родовая организация, в которой под влиянием развития производительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки для образования рабовладельческого строп. Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.
«Недоставало еще только одного учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущих и господство первого над последними.
И такое учреждение появилось. Было изобретено государство» (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гос-политиздат, 1953, стр. 111.).
Архитектура раннеархаического периода. От гомеровского и раннеархаического периода до нас не дошло никаких памятников монументального искусства — ни живописи, ни скульптуры. От архитектурных сооружений сохранились незначительные руины, на основании которых можно установить, что строительство древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Сооружения 10—8 вв. до н. э. по плану напоминали мегарон микенской эпохи —-прямоугольную постройку, вход в которую находился на ее узкой стороне.
Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами. Ход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые греками рассматривались как жилища богов.
Древнейшим из известных храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Этим опорам соответствовали другие столбы, стоявшие рядом с продольными стенами и принимавшие на себя часть нагрузки перекрытия.
Членение святилища (целлы) на две галереи, называемые «нефами», встречаются и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крите).
Сохранившиеся терракотовые модели храма расширяют наши представления о внешнем облике сооружений: это постройки с двухколонным портиком на главном фасаде и двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

<<< Античное Искусство. Элладская культура

Античное Искусство. Искусство Греции. Искусство 11—8 вв. до н. э. Изобразительное искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>