Искусство Венгрии.

Представители старшего поколения живописцев принесли в искусство современной Венгрии прочные прогрессивные традиции. Группа активных участников венгерской революции 1919 года донесла до наших дней идею партийности искусства и реалистическое мастерство, выработанное в борьбе за художественное выражение этой идеи. Можно сказать, что наследие, сохраненное этими мастерами, легло в основу развития всего лучшего, что создано в живописи и графике Венгерской Народной Республики.
Аурел Бернат (р. 1895) — один из талантливейших живописцев старшего поколения. В его пейзажах восприятие природы обогащается большим поэтическим чувством. Композиция «Начало рабочего движения в строительной промышленности» (1951) — попытка создания монументального образа труда в социалистическом обществе — показывает стремление мастера к решению крупных художественных задач современности.
Иштван Сеньи (р. 1894) работает в области пейзажа, портрета, монументальной живописи. Эскизы стенной росписи для сельскохозяйственной выставки (1952) обнаруживают серьезное мастерство и понимание законов монументальной живописи. Наибольшего успеха он достигает в небольших пейзажных работах, исполненных гуашью, — «Сельская улица» (1952), «Излучина Дуная» (1956). Сеньи с увлечением передает многокрасочность природы, красоту солнечного света и свежесть воздуха полей дунайской равнины. Он мастерски владеет техникой, необычайно разнообразно используя легкую размывку и плотную кладку гуаши для достижения жизненной правдивости изображения.
Ряд замечательных бытовых картин — «Новая публика в ложе» (1952) и другие — создал опытный мастер реалистической живописи Гёза Фоньи (р. 1899). Он мощно лепит форму сильными светотеневыми контрастами глубоких звучных тонов, дает выразительную индивидуальную характеристику персонажам своих картин.
Значительные результаты достигнуты в исторической живописи. Крупнейшее произведение в этой области — картина, написанная Дьердем Кадаром (р. 1912) и Дьердем Конечны (р. 1908) — «Перед бурей» (1951), посвященная народному восстанию под руководством Дьердя Дежа в 1514 году. Убедительно переданы народные типы и полководцы восстания. В венгерском искусстве растет талантливое молодое поколение художников. «Сталевар» (1958) Яноша Блашки (р. 1924), учившегося в Санкт-Петербурге, создает темпераментно написанный образ рабочего. «Уйпештская набережная» (1957) Тибора Чернуша (р. 1927), ученика А. Берната, отличается жизненностью изображения бытовой сцены, внутренней теплотой образов детей, блестящей виртуозной живописью и мастерской передачей света и воздуха. Талантливая живопись Ласло Мишкольци (р. 1923), хотя и несколько эскизная по манере, свидетельствует об острой наблюдательности художника.
Крупные успехи достигнуты венгерскими живописцами в области монументальной живописи. Эндре Домановский (р. 1907) в картине «Возвращение Советским Союзом знамен-трофеев 1848 года» (1950) начал искать, тогда еще не вполне удачно, монументального решения большой современной темы. «Вышивание флага» (1953), «Подготовка к спектаклю» (1954), «Перед выплавкой» (1954) и особенно грандиозное семичастное панно для будапештской сельскохозяйственной выставки (1953—1955) показывают полную зрелость его дарования, умение соединить композиционную изобретательность с тонкой эмоциональностью и силой реалистического образа. Своеобразна его певучая и глубоко прочувствованная цветовая гамма, построенная на мягких отношениях темных тонов и серебристых светлых пятен в сочетании с отдельными мазками яркого цвета. Этот художник стоит, несомненно, во главе развития монументально-декоративной живописи Венгерской Народной Республики.
В творчестве Жигмонда Кишфалуди Штробля (р. 1884) получают свое дальнейшее развитие традиции реалистической скульптуры рубежа нашего века. Однако его искусство не свободно от элементов символической стилизации. Эти элементы сказываются в его «Стрелке из лука» и в главной фигуре памятника Освобождения на горе Геллерт в Будапеште — первого монумента, созданного в Венгерской Народной Республике. Наиболее ярко реалистические черты его творчества выражены в портретах, например Б. Шоу, в превосходной, овеянной революционной романтикой бронзовой голове революционного венгерского поэта Шандора Петефи и в маленькой фигуре «Странствующий Петефи» (1949).
Другая линия развития венгерской пластики представлена творчеством Пала Патцаи (р. 1896), учившегося у классика венгерской реалистической скульптуры конца 19 века Алайоша Штробля. В произведениях Патцаи монументальные устремления основаны на претворении античной классики в направлении, характерном для творчества Аристида Майоля и других мастеров европейской скульптуры начала нашего века. Бронзовая фигура «Разрезывающая хлеб» (1950), несмотря на малый размер, кажется монументальным произведением, создающим величественный собирательный образ крестьянки. Замечательным чувством пластики насыщена обнаженная фигура девушки — «В воду» (1954), представляющая законченную модель статуи для фонтана, предназначенной для постановки среди зелени под открытым небом. Иная сторона дарования Патцаи открывается в его бюсте В. И. Ленина (1950), согретом внутренним теплом и отличающемся живой портретной выразительностью.
Близок к Патцаи его ученик Шандор Микуш (р. 1903), один из крупнейших скульпторов среднего поколения. Его «Борьба» («Женщина со змеей», 1950), двухметровая статуя из бронзы, кажется ярким образным олицетворением победы человека над злыми, враждебными жизни силами.
Иене Кереньи (р. 1908) — мастер яркой художественной индивидуальности. Его группа «Демонстранты» (1953), отличающаяся свободной расстановкой фигур в пространстве, свидетельствует о богатом воображении и темпераменте скульптора. Монументальные бронзовые статуи Кереньи «Мир», «Мать» (обе — 1956) и «Женщина с кувшином» (1957) несут на себе печать увлечения греческой и этрусской архаикой. В то же время они отличаются высокими пластическими качествами, позволяющими им прекрасно сочетаться с современной архитектурой.
Иожеф Шомодьи (р. 1916) в своей скульптуре «Женщина с лопатой» (1947) повторяет монументальные приемы школы Патцаи. В статуе «Мартеновец» (1953) Шомодьи предстает перед нами весьма самостоятельным, оригинальным мастером. Неожиданно композиционное решение фигуры — со сложными воздушными просветами и угловатыми формами. Однако в этой угловатости пластики есть настоящая острота, определяемая самим существом образа рабочего, а не формальными соображениями.
Венгры могут гордиться своим медальерным искусством. К лучшим медальерам принадлежат Вальтер Мадараши (р. 1909), Миклош Боршош (р. 1906).

<<< Искусство Румынии.

Искусство Чехословакии. >>>

История искусства >>>