Искусство Арабских Стран. Сирийская Арабская Республика.

Искусство Сирийской Арабской Республики гораздо моложе египетского. Оно начало развиваться только после установления независимости Сирии (с 1946 г.). Близкое по тематике искусству Египта, оно значительно менее самобытно и отражает различные направления современной западной живописи, усвоенные сирийцами во французских и итальянских ателье. Так, например, картина Фарида Кардуса «Пробуждение арабов», которую относят к парижской романтической школе, весьма прямолинейно следует своему прототипу — «Свободе на баррикадах» Делакруа — даже в области композиции. Подобного же рода картины-аллегории, выполненные в реалистической манере, принадлежат руке одного из крупнейших сирийских художников — Назема Джафари («Народы приветствуют единство арабов», «Вести с Востока» и др.).
Не имея в прошлом традиций масляной живописи, значительная группа прогрессивных сирийских живописцев пользуется приемами импрессионизма, символизма и сюрреализма (Мишель Кюрше — «Лагерь палестинских беженцев», Адхам Исмаил — «Арабский всадник», Фатех Мударес — «Последняя надежда»).
Весьма характерна картина Роберта Мулки «Война или мир» (1950-е гг.), где по сторонам атомной решетки изображены мир капиталистический — с черным небом, рушащимися строениями, разломанной человеческой маской, и мир социалистический, где произрастает зелень, в солнечном небе парит голубь мира и на все взирает благостное око Аллаха.
Другое направление сирийской живописи стремится к использованию национальных черт, обращаясь к народному искусству и декоративности восточного орнамента. Например, в «Деревенской дороге» Найма Исмаила (1950-е гг.) нарочитая примитивизация, плоскостность формы сочетаются с орнаменталь-ностью, яркостью костюмов и слепящими контрастами освещения.
В сирийской живописи, как и в живописи Египта, помимо пейзажей, изображений народных обычаев и древних памятников значительное место занимают темы общегосударственные, темы борьбы за национальное освобождение и единство арабских народов. Полотна такого рода говорят языком плаката. Чрезвычайно показательно, что повествуя о борьбе и созидательной деятельности народа, художники арабских стран в большинстве случаев обращаются к реалистическому методу, как единственно объективному и наиболее богатому в своих выразительных средствах.

<<< Искусство Арабских Стран. Объединенная Арабская Республика (Египет).

Искусство Арабских Стран. Искусство Ирана. >>>

История искусства >>>