Искусство Китая первой половины 20 века.

В конце 19 века в Китае, несмотря на растущее проникновение иностранного капитала, появляется национальная буржуазия. Среди передовых ее слоев и интеллигенции назревает революционное движение, направленное против феодального строя. Возникает революционная политическая организация, руководимая революционером Сунь Ят-сэном. Одновременно ширится стихийная борьба народных масс, перерастающая в крупное антиимпериалистическое восстание «И-хэ-туань», жестоко подавленное силами Европы, США и Японии. Народные выступления подготовили революцию 1911 года, свергнувшую династию Цин, но не уничтожившую феодальный и империалистический гнет. Разгоревшаяся с начала 20-х годов народно-освободительная борьба привела в конце концов к образованию Китайской Народной Республики.
Уже с конца 18 века и особенно в 19 веке в Китае появляются художники, которые стремятся освободить китайскую живопись от сухости, подражательности и европейского влияния, вернуть живописцев на путь изучения живой природы. Много сделал в этом направлении художник Жэнь Бо-нянь (1840—1896). Его поиски новых художественных приемов, которые он находил в постоянном изучении природы, ярко выявились в живописи «цветов и птиц», а также в портрете и пейзаже. Среди его учеников и последователей было много сильных художников — Сюй Да-чжан, Ван И-дин, Хуан Бинь-хун, Ци Бай-ши, Сюй Бэй-хун и другие, которые значительно продвинули развитие стиля «гохуа» (буквально — «национальная живопись»). Придерживаясь направления «цветов и птиц», традиционного пейзажа и, меньше, фигурных композиций и используя при этом лучшие традиции средневековой живописи, они вносили в свои произведения много свежести и непосредственности. Наиболее сильными и вдумчивыми мастерами, активно работавшими в этом стиле вплоть до 50-х годов, были художники Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун.
Ци Бай-ши (1860—1957) — наиболее яркий представитель стиля «гохуа». Он работал в различных жанрах, но показал наиболее полно свое исключительное дарование в -живописи «цветов и птиц». В его произведениях нашли новое выражение лучшие традиции средневекового искусства. Особая индивидуальность его творчества проявилась в тонкой наблюдательности и способности уловить и передать в нескольких штрихах наиболее характерные черты. Отличает его картины и разнообразие художественных приемов наряду с оригинальностью и свободой композиционных решений. Будучи талантливым каллиграфом и резчиком печатей, Ци Бай-ши всегда вводил в композиции своих картин надпись. Он блестяще соединял высокое мастерство использования цветового пятна с виртуозной каллиграфичностью и выразительностью линии. Так, например, изображения крабов или насекомых, глициний или вьюнка, пары птичек и цветов, неоднократно выполнявшиеся мастером в новой композиции черной или цветной тушью, всегда по-новому своеобразны, насыщены глубоким значением и представляют законченную картину.
Сюй Бэй-хун (1895—1953) был крупным художником, искавшим пути для обновления и развития национального реалистического искусства. За восьмилетнее пребывание в Париже он овладел методами европейской живописи, что позволило ему творчески соединить их с лучшими прогрессивными традициями китайского классического искусства. Сюй Бэй-хуна привлекали различные жанры. Много внимания он уделял пейзажу и особенно анималистическим сюжетам, которые исполнял всегда с большим чувством. В картине «Гуси на озере» (1932, Эрмитаж) ощущается воздушная среда, шелест камышей, на фоне которых живо передана группа птиц. Иного характера картина «Крик петуха перед бурей» (1937), символизирующая революцию. Художника увлекает декоративность, достигаемая условной простотой композиции и ярким колоритом. Создавая картины на исторические и литературные темы, как, например, «Тянь Хэн и пятьсот героев» и другие, он вместе с тем постоянно работал над портретом, в котором глубоко раскрывал психологический образ человека (портрет Рабиндраната Тагора, 1942). Его широкие интересы, высокая культура и неустанные поиски нового способствовали выработке стилистических особенностей, присущих только его произведениям.
По творческим исканиям и обращению к европейскому реалистическому искусству к Слой Бэй-хуну близок сильнейший мастер «фигурной» живописи — Цзян Чжао-хэ. Свои замечательные произведения он создавал на основе глубоких жизненных наблюдений. «Мальчики-нищие» (1938) или «Прошу подаяния» (ок. 1930 г.) с большой яркостью передают страдания китайского народа в период 30—40-х годов, когда в стране бесчинствовали японские агрессоры, поддержанные внутренними реакционными силами. Наибольшей силы выразительности художник достиг в свитке «Беженцы» (1943), в котором с потрясающим реализмом рассказал о тяжелых народных бедствиях того жестокого времени. Решающее значение для развития революции в Китае имела Великая Октябрьская революция, оказавшая значительное влияние на дальнейший ход народно-освободительной борьбы.
Народно-освободительное движение нашло яркое отражение в творчестве многих художников. Большую роль в развитии искусства сыграл великий китайский писатель-реалист Лу Синь, призывавший художников учиться у передовых граверов Европы (например, у Мазерееля, Кете Кольвиц), у мастеров Советского Союза, освещавших в своих работах революционные события и успехи социалистического строительства. В поисках наибольшей остроты и целеустремленности своих произведений китайские художники обратились к изображению самоотверженной борьбы народных масс против всех агрессоров, против всех угнетателей трудящихся.
Среди произведений, посвященных историко-революционным темам, особенно известны гравюры Хуа Шаня («В. И. Ленин — великий кормчий революции», 1939), Чэнь Янь-цяо («Бойцы у костра», 1939), Ли Цюня («Максимка», 40-е гг.), Ли Хуа, Ма Да, Ван Ци и многих других.
Крупнейший живописец Пань Юнь, избирая для своих картин наиболее значительные явления современности, сохранял старые живописные традиции («Преклонный возраст, но дух бодрый», 1939; «Часовой», 1939).
В 1938 году в Яньани была создана Академия искусств имени Лу Синя, которая воспитала многих революционных художников Китая. В труднейших условиях, в рядах народно-освободительной армии, в тылу врага и в глухих освобожденных районах они создавали яркие агитационно-массовые произведения. Основным видом оружия они избрали гравюру, старое традиционное искусство Китая. Темы подсказывала сама жизнь. Крупнейший художник гравюры Гу Юань ярко показал в серии гравюр, созданной в освобожденном районе, «Прошлое и настоящее китайского крестьянина» (1942). Так же как и в творчестве других художников этого времени, эпизоды народно-освободительной борьбы занимают большое место в его работах.
Наряду с гравюрой широкое распространение в освобожденных районах получают лубочные картины и вырезки из бумаги. В их выполнении участвуют лучшие художники Китая, берущие сюжетами самые острые, волнующие события. За 1944—1949 годы было создано 400 картин, которые размножались в технике ксилографии в тысячах экземпляров. При большом проценте неграмотных эти простые, доходчивые картины были понятны всем и наряду с плакатами имели огромное агитационно-воспитательное значение.
Искусство Китайской Народной Республики
Первого октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика. К этому времени страна располагала целым отрядом зрелых мастеров, в творчестве которых затрагивались насущные проблемы жизни, злободневные темы. Аграрная реформа, всколыхнувшая народные массы, нашла широкое освещение в гравюре и лубке, в свитках «гохуа» и живописи маслом, появившейся в Китае всего лишь несколько десятилетий назад. Предельно выразительна гравюра Ши Лу «Обвинение помещика». Интересно решены в гравюрах Гу Юаня, Ся Фына, Ли Цюня, Ли Хуа, Ма Да и многих других художников темы нового деревенского быта. Борьба за грамотность привела к созданию таких гравюр, как «Школа» Сяо Су, и других.
Длинные повествовательные свитки-картины, посвященные темам новой жизни в деревне, создал художник Пань Юнь. Труд на освобожденной земле — тема картины маслом художника Дуа Си-вэня.
Тема восстановления промышленности, разрушенной врагами, также дала богатый материал для китайских художников. «Восстановление завода в Ань-шане» изобразил в цветной гравюре Гу Юань (1949), который создал также много гравюр на темы новой жизни в деревне.
«Восстановление электростанции» (1949) показал Ли Хуа, применивший в гравюре живописный прием, построенный на контрастах светотени. Много создано и других художественных произведений, ярких по сюжету и выполнению, вдохновляющих народ на строительство новой жизни.
За время существования Китайской Народной Республики ожили все виды изобразительного и прикладного искусства. В фарфоровой промышленности восстановлены многие утерянные в 19 веке секреты производства. Находят новые пути художники лаковых изделий. Широко развивается резьба по дереву, камню, кости. Блестящие образцы художественных тканей и вышивок дает шелкоткацкое производство. Национальная живопись «гохуа» выдвинула плеяду новых сильных живописцев, работающих в различных жанрах, но объединяемых стремлением к развитию и укреплению реалистического направления в искусстве.
Большое значение для формирования творчества художников нового поколения имели такие мастера, как Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун.
После окончательного освобождения Китая Ци Бай-ши написал сотни картин, в которых воспевается природа и радость жизни. Он создал большую школу, из которой вышли многие живописцы нового поколения. В 1955 году Ци Бай-ши был награжден Международной премией Мира.
Сюй Бэй-хун одновременно с творческой деятельностью продолжал много работать с молодыми художниками, будучи профессором Шанхайского института живописи, а позднее—Центрального университета в Нанкине. В 1949 году он назначается президентом Академии художеств и до конца жизни был председателем Всекитайской ассоциации работников искусств.
Борьба за мир и мирная жизнь нашли отражение в произведениях Цзян Чжао-хэ — «Ребенок и голуби» (1953), «Чтение газеты» (1953). О жизни в кооперативе рассказывают длинные горизонтальные свитки старого мастера Пань Юня.
Талантливо и своеобразно работает ученик Ци Бай-ши Ли Кэ-жань. Крупным, зрелым мастером показал себя и Хуан Чжоу, который по-своему видит и раскрывает в картинах окружающие явления жизни. Его «Свидание» (1957) привлекает своеобразием композиции и колорита, экономией художественных средств.
В пейзажах Фу Бао-ши оживает природа Китая во всем ее многообразии, с тонкой передачей освещения, влажного воздуха, достигаемой путем размыва туши и мягкого колорита.
«Три ущелья реки Янцзы» показывают силу творчества зрелого художника Цзун Цы-сяна.
Много еще мастеров живописи и гравюры совершенствуют свое творчество, ищут и находят новые художественные приемы, ведут современную живопись новыми путями, которых не знало старое искусство Китая.

<<< Искусство Китая. Искусство Китая 19 века.

Искусство Кореи. >>>

История искусства >>>