Античное Искусство. Живопись Греции последней трети 4 в. до в. э.

Живописцы времени Александра использовали опыт предыдущих мастеров. Владея реалистическими приемами изображения человека и животного, они обогатили живопись новыми достижениями.
Пейзаж занимает теперь еще более значительное место в композиции и начинает служить не только фоном для фигур, но важной стороной всего сюжетного замысла (например, в картинах Апеллеса, Антифила, Протогена). Изображение источника света раскрывало неограниченные живописные возможности. Блестящего развития достиг живописный портрет.
Апеллес. Апеллес, родом из Эфеса, завершил свое художественное образование в Сикионе и приблизительно с 340 г. работал при дворе македонских царей, где писал портреты Александра, про один из которых Александр сказал, что в портрете два Александра: один непобедимый сын Филиппа, другой «неподражаемый» — создание Апеллеса. По-видимому, художник замечательно добивался сходства и вместе с тем придавал портрету идеализированный и героизированный характер. В портрете Александра с молнией Апеллес впервые показал источник света — молнию и блики на лице и теле, что было большим завоеванием в истории реалистической живописи.
Особенно прославился Апеллес картиной, изображающей «Афродиту, выходящую из моря» («Афродита Анадиомена»). Ноги богини еще были скрыты водой и слегка просвечивали сквозь нее. Богиня, подняв руки, выжимала волосы. Образ Афродиты был воплощением женственности и грации.
Древние отмечали «легкость» кисти и его умение вовремя «отнять руку» от картины, т. е. отказаться от выписывания второстепенных деталей.
Протоген. Современником и другом Апеллеса был Протоген, работавший на острове Родосе. В противоположность Апеллесу он старался довести всякое изображение до полной иллюзорности. Иногда такая мелочная проработка деталей отвлекала внимание зрителей от главного.
Протоген славился и как портретист. К сожалению, все знаменитые картины Апеллеса и Протогена исчезли, лишь картина Филоксена «Битва Александра с Дарием» известна нам по мозаичному повторению.
Филоксен. Мозаичное украшение пола в доме в Помпеях (5×2,7 м) является копией многофигурной баталии (Неаполь, Национальный музей). Идея картины — прославление храбрости и геройства Александра — выражена с предельной наглядностью. Филоксен прекрасно передал пафос битвы, разнообразны эмоции действующих лиц. Смелые ракурсы, богатая игра светотени, яркие блики, усиливающие впечатление объемности фигур, показывают руку опытного и искусного мастера и, главное, дают возможность представить характер живописи второй половины 4 в. до н. э.
Антифил. Соперником Апеллеса был выдающийся живописец древности Антифил (около 340—303 гг. до н. э.). Сначала он работал при Македонском дворе, но впоследствии слава Апеллеса отодвинула его на второй план, чего он не мог простить и, уже будучи художником при дворе Птоломея в Александрии, отомстил Апеллесу, оклеветав его перед Птолемеем. В результате этой истории, чуть не стоившей жизни Апеллесу, последний написал знаменитую аллегорическую картину «Клевета».
Произведения Антифила были разнообразны: портреты, жанровые сцены, мифологические картины, карикатуры. Как и Апеллес, он работал над проблемой света в живописи. Славилась его картина «Мальчик, раздувающий огонь». Огонь на очаге освещал комнату и лицо мальчика, т. е. здесь был показан источник света и эффект освещения.
Живопись фракийского склепа (в Казанлыке). К концу 4 в. до н. э. относится открытый в 1944 году и теперь широко известный фракийский расписной склеп в Болгарии близ города Казанлыка, единственный хорошо сохранившийся памятник живописи этой эпохи. Купол круглой погребальной камеры и перекрытие коридора-дромоса украшены многофигурными композициями. Шествие воинов, баталии, скачки колесниц и заупокойная трапеза написаны местными живописцами, хорошо знакомыми с греческой живописью, хотя и не обладающими большим мастерством. Центральное место в росписи купола занимает группа, изображающая покойного с женой и служанками.
Палитра, которой выполнена роспись, разнообразна, в ней есть все оттенки желтой и коричневой, пурпурная, синяя, голубая, черная, белая краски. Художественные приемы различны: в одних местах фигуры написаны в старой манере темным четким контуром, в другом форма моделируется постепенными переходами от сильного к слабому тону, иногда положен яркий блик, подчеркивающий объем.
Вазовая роспись. Выше говорилось о тесной связи вазовой росписи с монументальной и станковой живописью.
Ко второй половине 4 в. до н. э. относится ряд превосходных аттических и южноиталийских краснофигурных ваз.
Например, вазы из собрания Эрмитажа: гидрия, найденная близ Керчи с рельефными фигурами Афины и Посейдона; краснофигурные кратеры апулийских мастерских с Ахиллом и Приамом и со сценой гигантомахии. К концу 4 в. до н. э. исчезает краснофигурная техника, уступая место или рельефным украшениям, или скромным росписям чисто орнаментального характера. Многокрасочная палитра, приемы светотени в живописи стали недоступны мастерам вазовой росписи ввиду ограниченного числа красок, способных выдержать сильный обжиг.

<<< Античное Искусство. Искусство Греции последней трети 4 в. до в. э.

Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Эллинистические государства. >>>

Иллюстрации к разделу >>>