Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство 3—1 вв. до н. э.

Искусство этого периода продолжает развиваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое развивает местные традиции. Примером влияния эллинистического искусства могут служить терракотовая фигура божества (вероятно, Аполлона) 3 в. до н. э. с фронтона храма в Фалериях (Рим, Вилла Юлия), роспись могилы «Тифона», где гиганты со змеиными ногами прямо повторяют образы Пергамского алтаря. В росписи могилы «Тифона» используются полутона, игра света и тени, что свидетельствует о развитой живописной технике.
Яркая самобытность этрусского искусства больше всего проявилась в этот период в скульптурном портрете. Теперь широко входит в погребальный обычай захоронение в саркофагах и урнах из терракоты или камня, с изображением на крышке возлежащего покойного.
Портреты умерших передавали лишь внешние портретные черты и редко поднимались до создания психологического образа. Показательны портреты на саркофаге «Магната» 2 в. до н. э. из Тарквиний, на саркофаге Ларции Сеянти (Флоренция, Археологический музей). Они отличаются большой портретной точностью и лишены всякой идеализации.
Хотя в начале 1 в. до н. э. началась интенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продолжают работать в старых традициях. К числу таких позднеэтрусских памятников принадлежит большая бронзовая статуя оратора; на статуе начертано по-этрусски имя оратора — Авл Метелл (Флоренция, Археологический музей).

<<< Античное Искусство. Искусство Этрурии. Искусство второй половины 5—4 вв. до н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской республики. >>>

Иллюстрации к разделу >>>