Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство.

На форуме Романум во второй половине 1 в. до н. э. Юлием Цезарем была построена базилика Юлия (крупное административно-судебное здание) — вторая по размеру в Риме. Римское изобразительное искусство формировалось в тесном взаимодействии и под влиянием этрусского и греческого искусства, но не следовало всецело по чужому пути, а выработало свои характерные особенности. В Риме получил доминирующее значение портрет, и именно в нем, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства. В Риме рано развивается станковая картина повествовательного характера, рассказывающая о конкретных событиях. Большое распространение получила и стенная декоративная живопись, частью которой являлась и тематическая картина. Типичен для Рима был также исторический повествовательный рельеф.
Капитолийская волчица. Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая Капитолийская волчица, памятник, ставший на долгие века символом Рима (Рим, Капитолийский музей). Превосходная техника бронзового литья и характер трактовки животного говорят, что это — работа этрусских мастеров.
Портрет. Скульптурных портретов от конца 2 в. до н. э. сохранилось очень немного. Примером портрета 3 в. до н. э. может служить портрет из гробницы «Сципиона», так называемый портрет поэта Эния (Рим, Бельведер). Мало индивидуализированный, недостаточно пластически проработанный бюст еще довольно молодого мужчины в венке далек от индивидуализированного этрусского портрета и психологического греческого. Характерным для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего половину плечей и срезанного прямо под ключицей.
Согласно сложившемуся культу предков, знатные римляне чтили умершего. Они заказывали скульптурные изображения покойного и хранили такой портрет дома в особых шкафах. Изображения умершего делались из глины, дерева, легкого камня, реже из бронзы и воспроизводили только голову, часто далекую от портретного сходства. С конца 2 в. до н. э. в Риме входит в обычай снимать с лица покойного восковую маску, по которой делалась отливка, точно передающая черты умершего. Прием снятия маски римляне переняли из Греции, где он распространился в эпоху эллинизма. Маски для греческого скульптора были лишь подсобным материалом при создании портрета. Римские же мастера, работающие над портретом в мраморе или бронзе, точно следовали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности лица. По существу, их задача сводилась лишь к тому, чтобы «открыть» глаза и добавить к маске затылок, который, как следует заметить, обрабатывался в виде ровного полушария, без выявления структуры черепа и его индивидуальных форм.
Как бы ни были разнообразны индивидуальные внешние черты в подобных портретах, все они объединяются характером художественной трактовки. Выражение лица всегда мертвенно спокойно, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор безжизнен, рот сжат, резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках, от носа к концам губ идут резкие глубокие складки, волосы коротко подстрижены и плотно прилегают к черепу; голова совершенно прямо поставлена, иногда чуть-чуть откинута. Моделировка жесткая, малопластичная, складки кожи переданы гравированными линиями.
Портреты этой группы преследуют одну цель — как можно точнее передать физиономические особенности изображаемого лица (например, мужской портрет Эрмитажа).
Портреты республиканского времени изображают почти исключительно мужчин и, как правило, очень пожилого возраста. Портретные изображения женщин, юношей и детей можно встретить на надгробных стелах. Семейная стела (Рим, Ватикан) изображает поясные бюсты мужа, жены и мальчика-сына. Лица отца и сына выдержаны в духе портретов, сделанных по заупокойной маске, лицо жены более живо. В женском образе ярко проявилась характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации, протокольная передача всех деталей. Это — результат известного влияния этрусского искусства.
Воздействие греческого искусства обнаруживается в тонкости обработки поверхности мрамора, в той живой одухотворенности, которая присуща некоторым портретам, например женскому портрету из эрмитажного собрания.
В результате близкого соприкосновения с Египтом, особенно со времени Юлия Цезаря, республиканский портрет 1 в. до н. э. начинает испытывать влияние позднеегипетских портретов. Египетские мастера, работая в базальте, обрабатывали его поверхность крупными гладкими плоскостями. Мраморные римские портреты повторяют эту скульптурную технику (например, портрет в Эрмитаже в Ленинграде).
С развитием общественной жизни, с ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме почетная статуя римлянина, закутанного в тогу («тогатус»). Большой широкий плащ-тога одет поверх туники и драпируется всегда одинаково. Перекинутая через плечо тога образует три группы округлых складок: на груди у пояса, у колен и внизу. По этой схеме тога расположена на статуе римлянина с портретами предков в руках (Рим, Палаццо Барберини). Такая же драпировка сохраняется и на статуях 1—2 вв. н. э.
Композиционно статуи «тогатуса» очень просты. Это прямо стоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой; общая плоскостность построения не нарушается легким движением рук.
В развитии римского искусства, в частности портрета, и в республиканскую эпоху, и в более поздние периоды можно видеть различные художественные течения. Вкусы римских заказчиков были разнообразны, одни придерживались традиционного физиономического портрета, другие — почитатели греческой культуры и искусства — брали за образец греческие произведения.
Рельеф Агенобарба. Интересным памятником 1 в. до н. э. является рельеф, украшавший алтарь, который был сооружен в Риме у храма Нептуна консулом Домицием Агенобарбом. Одна часть рельефа, изображающая Посейдона, Амфит-риду, морских нимф на тритонах и морских быках, воспроизводит отдельные группы знаменитой многофигурной скульптурной композиции Скопаса. Другая часть украшения алтаря выполнена совершенно в ином стиле. Это типичная римская картина повествовательного характера, где изображен Агенобарб дважды: один раз раздающим награды ветеранам и другой раз приносящим жертву у алтаря в присутствии бога Марса.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура.

Античное искусство. Искусство Рима. Живопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>