Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи. Живопись.

Особого блеска в этот период достигает живопись. Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями. Этому подражают и жители италийских городов, так, в Кампанье — в Помпеях, Стабии и Геркулануме — сохранилось множество примеров превосходных стенных росписей.
Работая в рамках сложившейся системы стенной росписи, художники, украшавшие здания в этих городах, находили каждый раз своеобразные приемы композиционных решений.
Декоративные росписи. К концу 1 в. до н. э. сложились несколько иные, чем в республиканское время, формы: более пышные и сложные. Широкое развитие в это время в росписях Рима и Помпеи получает пейзаж. По преимуществу пейзаж составлял часть декоративной росписи и только в редких случаях являлся самостоятельной темой. Такого рода замечательную композицию мы видим в Риме в вилле Ливии близ Прима-Порта. Одно из помещений было расписано так, что входящий чувствовал себя в нем, как в цветущем саду.
Образцом пышных декоративных росписей второго стиля Рима могут служить украшения дома Ливии на Палатине и богатого частного дома на правом берегу Тибра.
В одной из комнат дома Ливии — в триклинии — на стенах иллюзорно изображены легкие архитектурные построения: колонны, карнизы с акротериями и большие картины, как бы видимые в проемах стены. Одна из картин повторяет знаменитую композицию греческого художника 4 в. до н. э. Никия «Ио и Аргус».
На рубеже нашей эры в римском декоративном искусстве возникает новый художественный стиль. Третий декоративный стиль называют «египтизирую-щим» не только потому, что в декоративных деталях встречаются иногда египетские мотивы, как, например, в помпеянской росписи «дома Орфея» — сфинксы и женские фигурки, исполненные в древнеегипетской манере. Этот стиль получил название «египтизирующий» потому, что художники, работая над росписями, брали за образец эллинистическое александрийское декоративное искусство. Но, несомненно, римские художники использовали лишь отдельные мотивы и создавали самостоятельные композиции.
Если декорации второго стиля должны были, иллюзорно раздвинув стены, увеличить пространство комнаты, создать впечатление величественного архитектурного построения, то декорации третьего стиля, наоборот, подчеркивают плоскость стены. Легкие гирлянды, ювелирно тонко выполненные цветы, орнаменты, миниатюрные сценки и натюрморты требуют рассмотрения на близком расстоянии. Небольшие картинки, разнообразные мелкие украшения подчеркивают интимную уютность комнаты.
Излюбленными темами стенных картин в это время становятся греческие мифы. Фигуры героев трактуются в духе классического греческого искусства 5 в. до н. э. Но, используя образцы греческого искусства, римские художники создают произведения, близкие официальному парадному стилю времени Августа.
Примером высокохудожественной стенной живописи этого стиля является роспись помпеянского дома «Наказанного амура».
Живописный портрет. Широкое распространение, как о том говорят литературные данные, в период Римской империи получил станковый живописный портрет.
Типичной формой римского живописного портрета является «тондо» — круг. Эта форма идет от древнейшего обычая вставлять восковую отливку, сделанную по посмертной маске, в широкую круглую рамку, где портрет выглядел как медальон на щите. Позже такие медальоны с портретом именитого лица, выполненным из металла в виде барельефа, или же живописно, на доске, посвящались в святилища.
Примером такого «тондо» может служить известный женский портрет в Неаполитанском музее.
Другой помпеянский стенной портрет прямоугольной формы (высота 0,68 м) изображает супружескую чету — юриста Теренция Нео и его жену.
В портретном искусстве так же, как и в живописных композициях, доминирует настроение величавого спокойствия.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи. Изобразительное искусство

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>