Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э.

Искусство времени ближайших преемников Августа и династии Флавиев отличается в своих художественных формах от искусства предыдущего периода. Строительство в Риме приобретает огромные размеры. Рим превратился к концу 1 в. н. э. в великолепнейший город античности, приобрел облик столицы мировой державы.
Колизей. Ко времени правления Флавиев относится возведение грандиозного сооружения на месте ранее здесь существовавшего дома Нерона — Колизея. Колизей — самый большой амфитеатр Древнего Рима. Он предназначался для гладиаторских боев. Амфитеатр этот был рассчитан на 56 тысяч зрителей.
В плане Колизей представляет собой эллипс с ареной в центре. Вокруг арены, постепенно поднимаясь, располагались места для зрителей. Под ними находились мощные сводчатые галереи, выполненные из кирпича и бетона. Места для зрителей были облицованы мрамором.
Снаружи Колизей представляет собой трехъярусную систему, основанную на применении римской архитектурной ячейки, объединяющей в одно целое аркаду и ордера — тосканский, ионический и коринфский.
Ко времени Флавиев относится возведение дворца Флавиев на Палатине, сооруженного архитектором 'Рабирием. Этот дворец воспроизводил в больших размерах и в несколько измененном виде схему римского жилого дома.
Центральная часть дворца состояла из парадного зала-таблинума, перекрытого мощным коробовым сводом. По сторонам зала находились небольшая базилика и молельная (ларариум). Позади располагался перистильный двор и, наконец, парадное помещение-триклиниум, с двумя гостиными.
На форуме Романум при Флавиях были построены храм Веспасиана и арка Тита, отличающаяся простотой и четкостью архитектурных форм.
Изобразительное искусство
Для художников времени Августа образцом служили произведения греческого классического искусства, в период Флавиев заказчики уже не удовлетворяются портретами в духе строгого классицизма и требуют работ иного стиля. Новые художественные формы, которые вырабатываются к середине 1 в. н. э., близко связаны с эллинистическим искусством, в частности с искусством пергамского круга. Большая динамичность, живописность, эмоциональность характеризуют искусство середины и второй половины 1 в. н. э.
Портрет. При ближайших преемниках Августа — Тиберии и Каллигуле — официальный стиль продолжает традиции предшествующих десятилетий. Некоторые портреты императора Тиберия настолько похожи на портреты Августа, что даже трудно определимы иконографически. Но портретная статуя императора Клавдия (Ватикан) уже показывает новый подход к натуре. Статуя изображает Клавдия в виде Юпитера, почти обнаженного, с плащом, драпирующимся вокруг бедер и перекинутым через руку. Формы тела идеализированы, но лицо отражает индивидуальные черты. Изменяется и характер лепки лица: вместо гладких, плавно переходящих одна в другую плоскостей, что характерно для портретов августовского времени, мы видим гораздо более дробную трактовку поверхности лица, более живописную прическу.
Портреты Нерона-мальчика и особенно Нерона-императора (Рим, Национальный музей) отчетливо показывают новый стиль в портретном искусстве. Жестокое одутловатое лицо Нерона с низким лбом и тяжелым взглядом говорит, как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времени Августа.
Наиболее полное развитие новый стиль реалистического портрета приобретает в последнюю треть 1 в. н. э. Портрет соперника Веспасиана в борьбе за власть — императора Вителлия (Париж, Лувр) изображает лысеющего старика с дряблой кожей на щеках и шее, но с живым взглядом и энергичным выражением лица. Столь же ярко индивидуальны бюст императора Веспасиана (Флоренция, Уффици), замечательный портрет Цицерона (Ленинград, Эрмитаж). Все эти портреты отличаются правдивостью характеристики, необычайной живостью выражения, детальной проработанностью формы.
Женские портреты времени Флавиев, например Юлии — дочери Тита (Ленинград, Эрмитаж) и молодой неизвестной женщины (Рим, Ватикан), развивают дальше черты портретного искусства времени Клавдия. Согласно моде прическа надо лбом поднимается в виде высокого пышного полукруглого валика (видимо, подражая прическе на театральной маске), взбитые локоны проработаны буравчиком и представляют собою живописную массу. В портрете Юлии художник не побоялся реалистически передать крупное, уже не молодое, с большим носом и жирным подбородком лицо. Несомненно, что к соблюдению точного сходства заказчики были очень взыскательны. Требовалось не столько приукрашивание черт лица, сколько живость выражения, умение схватить характерное в образе.
Рельеф. Изменяются в этот период и стилистические особенности рельефа. Знаменитая арка Тита, воздвигнутая в память подавления иудейского восстания, богато украшена сюжетными композициями и декоративными орнаментами (пилоны реставрированы в 19 в.). Над архивольтом изображены две летящие богини победы — Виктории, как бы венчающие победителя, проходящего через арку. На фризе коринфского антаблемента — триумфальное шествие Тита, представленное в виде монотонного движения ряда фигур воинов небольшого масштаба. Между ними статуя возлежащего божества, похожая на статую Нила. Вероятно, это аллегория реки Иордан, которая символизировала усмиренную иудейскую провинцию.
Главные рельефы, посвященные триумфу Тита, помещены в пролете арки: с одной стороны, изображено шествие легионеров, несущих трофеи из разрушенного Титом храма Соломона в Иерусалиме, с другой — Тит на колеснице в окружении соратников и богов: Победы, Доблести и Мужества. Композиция этих сцен иная, чем на фризе Алтаря Мира: группы движутся не мимо зрителя в плоскости рельефа, а по диагонали, как бы выходя за пределы рамки рельефа. Фигуры даны высоким рельефом, складки их одежд богаты и разнообразны по рисунку, движения свободны и быстры. Действующие лица поставлены не в ряд, близко друг к другу, а живописными группами, создавая впечатление живого действия. Раскраска и позолота сообщали рельефу еще большую живописность.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Живопись Римской империи середины и второй половины 1 в. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>