Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство Римской империи 3 в. и. э.

В 3 в. переживает вновь свой кратковременный подъем римский реалистический портрет. В последние годы 2 в. и в начале 3 в. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить художественные формы антониновского портрета. Работы этого периода отличаются мягкой моделировкой, подробной разработкой прядей волос и бороды, тщательной полировкой лица. Но, сохраняя формальные приемы обработки материала, мастера этого периода вкладывают в портреты совершенно иное содержание. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место произведениям, правдиво раскрывающим внутренний характер человека.
Портреты Септимия Севера рисуют нам человека энергичного, решительного, а портреты его сына Каракаллы с поразительной силой раскрывают нам зверский нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.
С 30-х годов 3 в. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а строгим отбором самых главных черт портретируемого. Подобными особенностями обладают, например, портреты Максимина Фракийца (Рим), Филиппа Аравитянина (Ленинград, Эрмитаж). Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров. Обобщенная лепка лица позволяет сосредоточить внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта.
Во второй половине 3 в. н. э. делается попытка возродить классицизм 1 в. н. э. Мягкой моделировкой лица и трактовкой волос легкими, слегка вьющимися прядями портрет императора Галиена напоминает портреты времени Августа. Однако в большинстве портретов обнаруживается причудливое смешение самых разнообразных художественных элементов.
Повествовательный рельеф продолжает занимать значительное место в искусстве 3 в. н. э. Арка Септимия Севера на форуме Романум богато украшена рельефами, посвященными сценам военных походов. Трактовка рельефов по стилю близка к рельефам колонны Марка Аврелия, но выполнены они с меньшим мастерством.
Саркофаг «Людовизи». Смешение различных стилистических приемов можно видеть и на ряде рельефных саркофагов 3 в. н. э. Ярким примером может служить так называемый саркофаг «Людовизи», близкий по своей тематике к историческим повествовательным рельефам (Рим, Национальный музей). Изображена сцена битвы конных и пеших римлян с варварами: в центре на коне военачальник, кругом него, заполняя всю плоскость фона, фигуры сражающихся. Мастер этого саркофага изучил рельефы Траяна и многое заимствовал оттуда, особенно в образах римлян. Однако образы варваров он решил совершенно в ином плане. Суровый героизм даков сменился грубостью и зверством дикарей, подчеркнуто безобразных, с искаженными лицами, взлохмаченными шевелюрами.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 3 в. и. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Живопись Римской империи 3 в. и. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>