Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 4—5 вв. н. э.

Рим в 4—5 вв. н. э.


Кризис 3 в. поставил империю на край гибели, но рабы и колоны, выступавшие против существующего строя, не были классом, способным поднять угнетенных на борьбу за новый способ производства. Это дало возможность рабовладельцам империи, хотя бы на короткий срок, затормозить развитие кризиса и восстановить распавшуюся империю. События 3 в. нанесли тяжелый ущерб муниципальной знати и городским землевладельцам, составлявшим социальную опору принципата. Решающую роль в экономике и политической жизни римского государства приобретают огромные земельные владения военно-бюрократической знати, представляющие собой замкнутые в экономическом отношении, самодовлеющие хозяйственные организмы, основанные на эксплуатации колонов и посаженных на землю рабов. Значительная часть населения перемещается из городов в сельские местности. Изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату — неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских пережитков. Император-доминус пользуется неограниченной властью как «господин и бог» по отношению к любому из подданных. Реформы Диоклетиана (284—305 гг.) — первого римского доминуса — на короткий срок обеспечили известную стабилизацию империи. Наблюдается даже некоторое оживление торговли и ремесленного производства, укрепляется обороноспособность страны. Однако центробежные силы продолжают действовать. Все слабее становятся связи между Западом и Востоком. Диоклетиан вынужден был разделить империю сначала на две, а затем на четыре части. Император Константин (323—337 гг.) перенес столицу империи в Константинополь, а в 395 г. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.
В поздней империи создается огромный бюрократический аппарат, содержание которого непосильным бременем ложится на плечи налогоплательщиков. Жестокие государственные поборы побуждают колонов, мелких свободных земледельцев, а иногда и горожан спасаться бегством. Для борьбы с текучестью рабочей силы и в интересах регулярного сбора налогов все слои податного населения и в первую очередь земледельцы-колоны были прикреплены к своим занятиям и месту жительства. В этой закрепощенной части сельского населения уже явственно выступают черты будущего феодального общества. Не менее отчетливо видны эти черты и в положении земельных магнатов поздней империи, свободных от налогов, располагающих вооруженной силой, судебной властью и часто совершенно независимых по отношению к государству. Особенно большими привилегиями пользуется церковное землевладение. К концу 4 в. христианство становится господствующей в империи религией. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской церкви необходимую идеологическую опору. Однако ничто не могло спасти от гибели рабовладельческий мир. Рабство продолжало оставаться основой римской экономики, но ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд... Всеобщее обнищание, сокращение торговых сношений, упадок ремесла, искусства, уменьшение населения, упадок городов, возврат земледелия к более низкому уровню—таков был конечный результат римского мирового владычества.
На почве глубокого кризиса экономической и социально-политической системы рабовладельческого общества рождаются новые феодальные формы хозяйства и общественных связей.
Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзоний и Клавдиан, и такие выдающиеся историки, как Аммиан Марцеллин, для их творчества было характерно подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой. Художественная литература несла на себе печать болезненной изысканности и раболепия. В моде были панегирики, прославлявшие вычурным напыщенным языком добродетели «вечных» доминусов. Общий уровень культуры резко понизился, так как даже элементарная грамотность становится привилегией немногих.
Искусство поздней империи оставило нам немногочисленные памятники. В восстаниях и войнах, потрясавших распавшуюся империю, в ожесточенных религиозных распрях погибло много художественных произведений.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство римских провинций 1—3 вв. н. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 4—5 вв. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>