Искусство Северного Причерноморья Античной Эпохи. Искусство скифов (7 в. до н. э.—3 в. н. э.)

На территории России, Украины и Крыма наиболее широко распространенной культурой железного века является так называемая скифская культура. Название это весьма условно, так как включает культуру очень многих не скифских племен. (Собственно скифы — ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из северных областей Ирана.)
Скифская культура — это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в 1 тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, Кубани, Алтае и южной Сибири, т. е. на территории от Венгрии до Китая, Культура и искусство этих народов имели много общих черт, объяснявшихся общностью форм быта. Однако культура и искусство каждого отдельного района этой обширной территории сложились, в основном, на местной почве и имеют ярко выраженные локальные особенности.
Племена всей рассматриваемой территории переживали период «военной демократии» — период разложения первобытнообщинных отношений, зарождения новых черт классового общества.
Скифские племена были достаточно активны, ими предпринимались далекие походы (в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай). Для этого отдельные группы племен объединялись в племенные союзы, которые были прообразами будущих государств. Но эти союзы не имели еще достаточной экономической почвы и после окончания похода распадались. Процесс развития всего скифского общества, естественно, шел очень неравномерно. В Сибири и Алтае имущественная дифференциация шла гораздо медленнее, а в Кубани и Северном Причерноморье благодаря непосредственному контакту с более развитыми греческими городами-государствами этот процесс произошел сравнительно быстро, и во 2 в. до н. э. у скифов Причерноморья появляется первое государство с центром в Неаполе Скифском (около современного Симферополя).
Скифы оставили после себя большое количество могильников и городищ, которые пристально изучаются археологами. Большое количество материала получено при раскопках Северного Причерноморья и Кубани.
У скифов основным видом художественной деятельности было прикладное искусство, памятники которого в большом количестве находят в погребениях (курганах). Это главным образом личные украшения человека, украшения оружия, конской упряжи и утвари. Обычно это изделия из бронзы, золота, серебра, кости и дерева (последнее особенно хорошо сохранилось в Пазарыкских курганах на Алтае).
Главный сюжет этих изображений — животные, обитатели степных и лесостепных районов. Это олень, лось, медведь, камышовая кошка, лошадь, кабан, птица и рыба. Скифские мастера, кроме целых фигурок зверей, помещали на предметах отдельные, наиболее характерные части животных, например на псалиях часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов голова или клювы птиц; конская уздечка украшалась бляшками, имеющими форму голов или ног животных. Здесь выступает совершенно определенная закономерность и зависимость между темой украшения и назначением предмета. Так, например, рыба изображалась скифами только на конских налобных украшениях или на небольших бляшках. Ни рукояток, ни ножен, ни псалий, украшенных изображениями рыб, нет. Таких примеров немало. Объясняется это тем, что скифское искусство не было свободно от магических представлений, и изображения не только украшали предмет, но и выполняли магическую роль.
Таким образом, перед скифским мастером стояло всегда две задачи: ему нужно было создать декоративное украшение, поместив его на предмете, имеющем чисто утилитарное значение, а, с другой стороны, это изображение должно было нести определенный магический смысл. И с этим скифские художники справлялись мастерски.
В ранний период развития скифской культуры (7—6 вв. до н. э.) скифский мастер трактует образ животного реалистически, но обобщенными формами, утрируя и стилизуя отдельные части, превращая их нередко в орнамент.
Например, в золотом литом украшении в виде оленя для щита из станицы Костромской на Кубани (Санкт-Петербург, Эрмитаж) правдивое изображение животного хорошо сочетается с декоративной трактовкой рогов. Такого рода произведения встречаются в Келермесском и Ульском курганах Кубани, и в курганах Чигиринской группы под Киевом, и в Пазырыкских на Алтае.
Со временем в скифском искусстве (в Кубани раньше — 5 в. до н. э.; в Северном Причерноморье позже — 4—3 вв. до н. э.) намечается отход от реального изображения животных. Передавая в общем верно внешний облик зверя, изделия этого времени становятся сухими, схематичными. Ярким примером могут служить вещи Елизаветинского могильника на Кубани (Санкт-Петербург, Эрмитаж) или памятники Чертомлыцкого и Александропольского курганов Северного Причерноморья (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Несмотря на утрату реалистических черт, жизненности и эмоциональности образа, скифские художественные вещи продолжают отличаться высоким композиционным мастерством, декоративной выразительностью. Однако тенденция стилизаторства не стала господствующей в скифском искусстве этого периода. Наряду с ней продолжала существовать и другая линия, развивающая реалистические принципы более раннего периода.
Примером могут служить некоторые памятники Александропольского кургана, датируемого 3 в. до н. э. Существование двух различных тенденций в искус¬стве скифов было порождено социальными противоречиями скифского общества.
Раскопками последних лет в Неаполе Скифском были обнаружены мощные крепостные сооружения, остатки общественных сооружений со стенными росписями, мавзолей, расписные склепы, мраморная и бронзовая скульптура, предметы прикладного искусства, что говорит о значительном влиянии греческой культуры.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Архитектура Римской империи 4—5 вв. н. э.

Античные города Северного Причерноморья. (7 в. до н. э.—3 в. н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>