Русская советская живопись . Обзор. Часть 1.


Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции советский народ в условиях ожесточенной классовой борьбы в стране приступил к строительству новой культуры. Раскрепощенные революцией массы потянулись к науке и искусству. По всей стране создавались пролетарские университеты, открывались выставки, народные дома, новые библиотеки, художественные школы.
В Программе ВКП(б), принятой в 1919 году VIII съездом партии, говорилось: «...Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» '. Эта Программа последовательно осуществлялась. Громадным стимулом к развитию изобразительного искусства явился ленинский план монументальной пропаганды, сформулированный в декрете Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1917 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции».
Важнейшим документом Советского правительства в области искусства явились также декреты «О национализации Третьяковской галереи» (3 мая 1918 года) и «О сохранении художественных ценностей и памятников старины» (24 сентября 1918 года). В результате многие художественные сокровища частных коллекций, в течение ряда десятилетий являвшиеся собственностью узкого круга богатой «верхушки» общества, стали достоянием народа и были открыты для широкого обозрения.
В годы военной интервенции и гражданской войны Советское правительство и Коммунистическая партия упорно боролись за создание новой, социалистической культуры, нового, советского искусства. Партия воспитывала художников в духе партийности, большевистской идейности. Она неизменно указывала художникам верный путь — служение революции, народу, ставила перед ними задачи непосредственного участия в политической агитации, привлекала их к работе над политическим плакатом, сатирической графикой, монументальными памятниками, к оформлению массовых праздников и т. д. Эти виды искусства имели первостепенное значение.
Опираясь на лучшую часть художников, партия настойчиво осуществляла свою программу в области искусства.
Связующим звеном между реалистической школой русской живописи конца XIX века и новым, советским искусством явилось творчество художников-реалистов старшего поколения Н. А. Касаткина, А. Е. Архи-пова, В. Н. Бакшеева, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, С. В. Малютина, В. К. Бялыницкого-Бируля, Л. В. Туржанского, В. Н. Мешкова, П. И. Пет-ровичева и других, тесно связанных с лучшими традициями русского искусства. Они не прекращали своей творческой деятельности, любовно изображая жизнь народа и родную природу. Нетрудно увидеть, как под воздействием революции в творчестве этих мастеров, в их мировосприятии происходили существенные изменения. Процесс этот был длительным и сложным. Он отражал переход старой художественной интеллигенции на позиции нового, революционного мировоззрения.
Черты нового восприятия мира в советской живописи проявляются уже в первые революционные годы. Это можно проследить, в частности, на примере творчества А. А. Рылова. На первых порах круг пейзажных мотивов, разрабатываемых им, остается прежним, но их эмоциональная окрашенность значительно меняется. В этом отношении характерен пейзаж Рылова «В голубом просторе», написанный в 1918 году. Картина исполнена величавой торжественности: в плавном, спокойном полете стаи белых лебедей над синим морем, в ритмическом и сильном взмахе их крыльев есть ощущение вольного простора. Все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой.
В первые годы революции ряд картин на историко-революционные темы создают И. А. Владимиров, В. А. Кузнецов, Г. Н. Горелов и другие.
Будучи свидетелями революционных событий, они стремились правдиво запечатлеть их для истории. Назовем здесь картины И. А. Владимирова «Долой орла» (1918), «Арест царских генералов» (1918), И. И. Бродского «Ленин и манифестация» (1919), Б. М. Кустодиева «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса Коминтерна» (1921), М. Б. Грекова «Въезд полка имени Володарского в Новочеркасск» (1921) и другие. Несмотря на то, что ряду этих работ была свойственна иллюстративность, что многие из них были далеки от завершенности, все же они имели значение в становлении советской историко-революционной и бытовой живописи.
О важных социальных преобразованиях в деревне говорит картина А. В. Моравова «Заседание комитета бедноты» (1920). Это одно из первых произведений советской жанровой живописи, правдиво показывающих то новое, что рождалось а жизни народа.
У ряда художников мы видим стремление к аллегорическому образу, к символике, выражающей пафос революции, величие ее всемирного значения. В картинах К. Ф. Юона «Симфония действия» (1920) и «Новая планета» (1921) революция предстает как явление космического порядка. Старый мир рушится, и в зареве мирового пожара рождается новый, светлый мир. Характерна также картина Б. М. Кустодиева «Большевик» (1919—1920), в которой художник изобразил исполинскую фигуру рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающего красное знамя над улицами и домами города. Кустодиев соединил символический образ с реальным городским пейзажем.

<<< Русская советская живопись. Вводная часть <<<
>>>  Русская советская живопись . Обзор. Часть 2. >>>