Редакция журнала «Красноармеец»

Как-то он показал мне письмо военных лет.

«Москва. Редакция журнала «Красноармеец». В. Лебедеву, художнику». Обратный адрес: «Полевая почта 24647».

Автор письма фронтовик Маличкин писал: «Я видел много ваших иллюстраций, и они смело сделаны... Товарищ Лебедев, хочу я вас спросить, как вы их сделали: с натуры или как?..» Это письмо было признанием художника людьми, для которых он работал.

В иллюстрациях для детских книжек Лебедев всегда пытался - как он говорил сам - быть и педагогом и ребенком, разглядывающим картинки. Он всегда полон уважения к маленькому читателю - зрителю, всегда отказывает себе в праве говорить с ним снисходительно, сладенько, «выпасть из игры», как выпадает, скажем, из игры в казаки-разбойники суровый голос матери, напоминающий маленькому атаману, что пора идти спать.

Сколько поколений советских ребят воспитано на таких книжках, как «Цирк», «Вчера и сегодня», «Сказка о глупом мышонке»! Чистота линий и цвета, строгая прямота противостоят витиеватости, перенасыщенности второстепенными мелочами, «красивости», которые неизбежно связывались с детской книгой в прошлом.

В. Лебедев был в числе художников, стремившихся предостеречь юных читателей от мещанских влияний, от пошлого бытовизма, от эстетского украшательства, от всего того, что было и остается врагом нашей социалистической эстетики.

В статье «Для самых маленьких» Лебедев писал:

«Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве - одна из главнейших задач художника. Это предостережет художника от многих неверных шагов на пути его творчества». Одно из главных требований к детской книге, как писал Лебедев, - создание рисунков, которые позволяли бы ребенку фантазировать.


<<< Произведения А. Чехова, В. Короленко, А. Куприна

Детские книжки >>>

<<<Оглавление>>>