Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 16.

Несколько иной орнаментальный характер имеют широко распространенные вышивки перевитые — особым приемом народного вышивания. Посредством выдергивания продольных и поперечных нитей холсту придается вид клетчатой сетки, по которой вьется белая или цветная нить, образуя четкий узор на сквозном фоне. Техника перевити применяется главным образом для украшения небольших декоративных частей целого предмета (концы полотенец, прошивки передников и пр.) и отличается большим красочным разнообразием.

Художественный принцип, вложенный в богатую орнаментацию этой вышивки, заключается в равномерном взаимоотношении самого узора и оставляемого им фона (или «земли»), который, имея отличительную расцветку и свою фигурацию, также может считаться самостоятельным узором. В вышивках преобладают чистые геометрические узоры, составляющие, видимо, более старый орнаментальный слой. Главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложненный или раздробленный в бесчисленном множестве остроумных геометрических вариаций (так наз. «гребни», «расковка», «козыри», «крылья» и пр.). На этом мотиве, как на основе, развертывается художественная изобретательность вышивальщиц.


Прялка расписная. Деталь. Северо-Двинский район

Крестьянская перевить дает многочисленные примеры большой художественной выразительности. Особенно интересную стилистическую и иконографическую страницу женского крестьянского искусства показывают сквозные вышивки Вологодской губернии (главным образом подзоры простынь). Эти вышивки не имеют никакой расцветки и представляют один из технических вариантов перевити, когда сетчатый фон исполняется выдергиванием нитей лишь между орнаментом и фигурами, оставленными в цельном полотне и расшитыми разновидными узорами, называемыми «полотнянками». Этот прием дает возможность применять в композициях разнообразные и сложные фигурные очертания. Более древние из этих вышивок имеют довольно близкую орнаментальную связь с северными красными вышивками; в своем особом художественном направлении разрешают они единую древнюю орнаментальную тему народной вышивки — культовые мотивы. Но древние элементы здесь чаще нарушаются, раздвигаются, теряют свою чистоту и строгость и, наконец, уступают первое место новым бытовым мотивам, современным самой вышивке. Обычная геометризация часто наблюдается здесь в несколько своеобразном складе: вместо четких, прямых и заостренных линий красной вышивки, здесь развиваются контуры более мягкие, сглаженные, волнистые.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 15.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 17. >>>

<<<Оглавление>>>