Художественный быт крестьянского искусства. Часть 13.

Не связанное идейным смыслом, вложенным в эти образы, оно получило неограниченную свободу в их трактовке и показало огромную силу своей художественной фантазии и творческой изобретательности; культовые и обрядовые изобразительные элементы, не теряя своей образности и выразительности, постепенно были подчинены в новых построениях исключительно своему внутреннему художественному ритму; элементы фантастичности и сказочности в них были выдвинуты на первый план и необычайно богато и разнообразно использованы; их формальные черты приобрели первенствующее значение и сосредоточили на себе внимание крестьянских художников всех направлений: резчиков, живописцев, вышивальщиц, набойщиков, гончаров и других. Во многих областях крестьянского искусства — например в вышивке — Эти старинные мотивы сохранили за собой даже господствующее положение, но были глубоко видоизменены и преобразованы новым художественно-творческим подходом. Освободившись от пленения тенденциозных идейных мотивов, забыв и отвергнув их внутренние повеления, крестьянское творчество доказало свою жизнеспособность и силу, найдя и утвердив свое бытие на новых художественных основах: оно вполне овладело формальной стороной художественного выражения. Все старое наследие было претворено в узор, подчиненный лишь художественному ритму; все было формально преобразовано в неослабевающем огне творческого вымысла и построено в новом оригинальном и всеобъединяющем декоративном выражении. В глубинных недрах крестьянского творчества совершился медленный и незаметный, но великий подвиг преодоления умершего идейного содержания средствами и приемами чистого художественного творчества. Крестьянское искусство достигло полной внутренней независимости.


Конец полотенца, вышитый цветными нитями. Мотив барса. Олонецкая губерния. Из коллекции Л.И. Свионтковской-Вороновой

Для более объективной и точной оценки этого явления в крестьянском искусстве следует отметить, что этот акт утверждения чисто художественных принципов в полной безвестности совершило оно задолго до того времени, когда та же труднейшая проблема была еще только поставлена в русском станковом искусстве живописи.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 12.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 14. >>>

<<<Оглавление>>>